Римский-Корсаков. Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии. Художественный смысл.

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Римский-Корсаков. Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии.

Художественный смысл.

Ницшеанство.

 

Позор мне, пусть то было только в мыслях… Или всё же…

Как было? Я прочёл такое:

"…судьбу описанного в летописях XVIII века мифического города [Китежа], по легенде, волшебным образом затонувшего в XII столетии, подробно начали осмыслять только <…> [в веке ХХ] Римский-Корсаков написал оперу о Китеже в 1907-м, Нестеров закончил картину “Град Китеж” в 1922-м.

Впрочем, ни посконно-почвеннической, ни умилительно-былинной интонации…” (https://www.litmir.me/br/?b=681361&p=6 ).

Потом разобрался с картиной Нестерова (см. тут). Она оказалась ницшеанская. Я подумал, что и опера такая же, раз в одном перечислении находится.

Стал проверять “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии”. Читаю либретто…

Первое подозрение на таких словах (встретились в лесу Феврония и княжич и влюбились друг в друга с первого взгляда и решили сыграть свадьбу, а пока он уходит):

 

ФЕВРОНИЯ.

Ой! Ой, вернися, милый!

КНЯЖИЧ ВСЕВОЛОД (возвращается)

Что? Что, голубка?

ФЕВРОНИЯ (тихо)

Жутко мне и сладко таково.

Просится душа к тебе и к людям;

и палат лесных безмолвных жаль,

жаль зверей моих, жаль тихих дум.

Смута. Полное незнание будущего и в чём-то самоё себя, от которой оно зависит. Полная противоположность подавляющему по огромности времени всей остальной жизни, бывшей и будущей, - жизни для ницшеанца скучной-прескучной из-за предопределённости обычаями, правилами, традициями, даже простою причинностью. Иномирие некое! Идеал этого самого ницшеанца. Но.

Я слушаю, как это звучит в пении – никакого особого акцента, никакой странности.

Вся опера (в чтении либретто) – как бредовое видение человека, доведённого страданиями до крайности. Становится понятно, между прочим, как неверующий от бед становится верующим (правда, тут неверующий совершенно христиански образован {кем Римский-Корсаков вполне мог быть}).

Вот краткое описание оперы:

"Первая картина (первое действие) — чудо об исцелении: дева Феврония знакомится со своим будущим женихом, перевязывает ему рану и залечивает ее. Вторая картина (второе действие) - “чудо о молитве: дева Феврония, поруганная "внутренним" Антихристом (Гришка) и плененная Антихристом "внешним" (татары), целомудренная и чистая, молится о том, чтобы Китеж-град стал невидимым” [10, 301]. Третья картина (первая картина третьего действия) - “чудо о преображении”. Народ и князь Юрий вслед за Февронией молятся Богородице о спасении Китежа, дружина княжича уходит на битву с татарами. И чудо происходит - молитва услышана. “Как бы дым кадильный к нам с небес нисходит, - поет князь Юрий. “Дивно: град облекся в светлую одежду”, - восторженно подхватывает народ. Город заволакивается золотистым туманом. Четвертая картина (вторая картина третьего действия) - “чудо об изгнании татар: Феврония, вещая дева, знающая о гибели небесного жениха, сохраняет невинность благодаря вмешательству небесных сил (один из насильников убивает другого, а потом вдруг засыпает магическим сном) и спасает своего клеветника и обидчика [Гришку] от гибели”[10, 301-302]. “Первые лучи солнца освещают поверхность озера и отражение стольного города в озере, под пустым берегом. Несется праздничный звон, мало-помалу становящийся громче и торжественнее”. “Чудо, чудо непонятное! <...>Хоть над озером пустым-пусто, в светлом озере, как в зеркале, опрокинут виден стольный град... Прочь бежимте! Прочь от мест сих! Не случилось бы недоброго! Он велик... Страшен русский бог!” - татары в ужасе разбегаются. Пятая картина (первая картина четвертого действия) - “чудо об успении”. Святая блаженная дева Феврония умирает, принимая причастие из рук Небесного Жениха. Шестая картина (вторая картина четвертого действия) — чудо воскресения и созерцания райских пределов” (http://www.rimskykorsakov.ru/komarnitskaya.html).

Можно вспомнить, что в произведениях неприкладного искусства выражено не то, что читают наши глаза (экзальтированная религиозность). Но. Это ж правило не общепринято и для большинства выглядит кощунством.

Мне и самому (от прочтения либретто) кажется, что я опростоволосился, ожидая выражения ницшеанства от оперы. И потому я выбрал такое название статьи (теперь это первая часть названия).

А может… всё же подумать о ницшеанстве, подсознательном, не данном сознанию?

"Замысел “Китежа” возник у композитора в середине 90 годов ХIХ века, но воплотился в законченную партитуру оперы только в 1903 году” (https://lib.rmvoz.ru/bigzal/kitezh#p4).

Это ж предреволюционное время. И русско-японская война ещё не началась. Но чуткий человек, с воображением, вполне может впасть в ужас от будущих страшнейших бедствий. И это может добавить тягости к общему тягостному настроению конца века. Рождающему, в частности, и ницшеанство.

Может, приторность выведенной в тексте религиозности есть та странность, которая указывает на подсознательное ницшеанство, которое оч-чень трезво-критично к действительности. Этот ластящийся к Февронии медведь в начале… Или смотрите, сражение вообще не показано. А горожане какие-то поразительно немужественные и паникуют от… сна наяву ОТРОКА:

 

ОТРОК.

Пыль столбом поднялась до неба,

белый свет весь застилается.

Мчатся комони ордынские,

скачут полчища со всех сторон;

их знамёна развеваются,

их мечи блестят булатные.

Вижу, как бы Китеж-град горит:

пламя пышет, искры мечутся,

в дыме звёзды все померкнули,

само небо загорелося…

Из ворот река течёт,

вся из крови неповинныя…

И витают враны чёрные,

тёплой кровью упиваются…

Это не насмешка сверхчеловека над мещанами?

Некоторые оперы Римского-Корсакова запрещали, он поддержал первую русскую революцию… Экстремист… Может, всё же можно его понимать как ницшеанца? Или грех так даже думать?

Что можно найти против ницшеанства?

"Практическая работа над оперой происходит на культурном фоне, характеризующемся значительным усилением религиозно-мистического направления. Существуют различные мнения относительно возникновения того течения отечественной мысли, которое получило значительное развитие в России с началом XX столетия и которое известно нам теперь как русская религиозная философия “серебряного века”” (http://www.rimskykorsakov.ru/lukonin_kitezh12.html).

Но можно найти и опровержение этого “против ницшеанства”:

"Еще одним “источником и составной частью” ренессанса начала XX века было, по словам Н. А. Бердяева, “влияние на верхний слой русской культуры и литературы западного литературного модернизма <…> особенно Ницше” (http://www.rimskykorsakov.ru/lukonin_kitezh14.html).

Так что… Крайности сходятся.

"Гораздо более вероятным представляется, что сам замысел “Сказания”, начиная с разработки идеи будущего произведения, имел прямое отношение к “вагнеровской проблематике”” (Там же).

А Вагнер ницшеанец.

Наконец, предвзрыв, характерный для ницшеанского настроения (предполагая взрыв такой силы, что вышвырнет в метафизическое иномирие) констатируется и в “Сказании”:

"…предощущение вселенского масштаба и неотвратимости надвигающейся катастрофы…” (http://www.rimskykorsakov.ru/lukonin_kitezh19.html).

Крайности сходятся, и религиозное возрождение, оказавшись вблизи ницшеанства, могло им высмеиваться. Что, похоже, прослеживается в “Сказании”.

Традиционное православие имело какую слабость перед религиозными же критиками-реформаторами?

"…в христианстве видят и понимают только один загробный идеал, оставляя земную сторону жизни, весь круг общественных отношений пустыми, без воплощения истины” (https://vtoraya-literatura.com/pdf/zernov_russkoe_religioznoe_vozrozhdenie_xx_veka_1974__ocr.pdf).

И тогда…

"На первое место выдвинулась проблема духа и плоти. Образованные люди столиц обсуждали те же вопросы, что и сектантские проповедники в городах и деревушках Сибири и русского Севера. Мистики и пророки чаяли “Третьего Завета” между Духом Святым и возрожденным человечеством. Святой Дух воспринимался многими из этих проповедников как Божья Матерь, которая освятила плоть и освободила членов Церкви от ограничений, наложенных Первым и Вторым Заветами, сделав тем самым аскетизм и нравственную дисциплину излишними” (Там же).

Так это ж, - по мнению несгибаемых ницшеанцев, - прогнуться перед мещанством.

Не в насмешку ли над этими реформаторами религии Римский-Корсаков сделал своё “Сказание” солянкой сборной из христианских писаний и фольклора?

И как, посмотрите, он поступил с житием Февронии Муромской? Та, хитрован, предвидела, что князь Пётр гнушаться станет неравным браком с нею в отплату за излечение, и велела ему одну язву оставить несмазанной. Все – сошли. А жениться не хочет. Вот от одной несмазанной тело всё опять покрылось язвами. На этот раз любовь и брак получились до гроба. Аж умерли в один день и в один гроб кости сами перекладывались. – Очень не сразу хорошее стало. – А что в опере? Влюбились стразу обоюдно и навсегда, а до свадьбы даже не доведено. И кого с кем брак в каком подобии нового Царствия Божиего, вроде по Третьему Завету устроенного? – Не брак ли Призрака княжича с живою Февронией? Не насмешка ли?

Я не согласен думать, что перед нами смерть и вознесение Февронии вот в этом месте.

 

ПРИЗРАК.

Истомилась ты, измучилась

от страстей от всех, от голода.

Вот прими ко укреплению:

нам дорога ведь не ближняя.

(Вынимает из-за пазухи ломоть хлеба и подает Февронии.)

Кто вкусил от хлеба нашего,

тот причастен к вечной радости.

ФЕВРОНИЯ (бросая на землю крошки).

Полно мне… а крошки мелкия

вам посею, пташки вольныя,

напоследок вас полакомлю.

(набожно)

Господи Исусе, ты прими мя,

водвори в селеньях праведных.

Оба, рука в руку, медленно уходят по болоту, едва касаясь земли. Скрываются из виду.

Переход ко второй картине

Хождение в невидимый град.

Звон успенский. Райские птицы. Облачная занавесь.

Ну да, "успенский” на смерть Богородицы. Но Феврония ж не Богородица. Соответственно в граде Китеже не Царствие Небесное и бестелесные души. И не воскресение на земле не умиравших жителей града Китежа. Это какое-то изменённое плотское состояние Третьего Завета. Экзальтация его описания похожа на насмешку трезвого и жёсткого человека. А уж в трезвости и жёсткости ницшеанцу не откажешь.

.

В раскованности своего искусствоведческого экстремизма (один подсознательный идеал чего сто`ит… или это метафизическое иномирие ницшеанского подсознательного идеала…) я готов видеть музыкальные образы этого страшного метафизического иномирия, в который целиком погружен Этот физический мир, словно физический вакуум, в который погружена наша Вселенная.

Слушать тут, тут или тут (начало 1-го, 2-го и конец 4-го действия)…

.

В сознании Римского Корсакова при этом вполне мог быть сниженный (не философский) и осознаваемый идеал почти ницшеанства (Абсолюта): вечность и исключительность России, любимой Богом. Что подсознательной части, наднациональной – метафизического иномирия антирелигиозного – не исключает.

26 декабря 2021 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

http://www.pereplet.ru/volozhin/1393.html#1393

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)