С. Воложин
Термы Тита, термы Траяна, Колизей,
Акведук, дом Августинов, базилика Максенция.
Перформанс Pussy Riot в Храме Христа Спасителя.
Иносказательный смысл
Негативной они телесность не считали. |
Это кому-нибудь надо?
Перед вами иллюстрация мысли, что архитектура – это чаще всего прикладное искусство, что в ней нет загадки, обязательной для искусства идеологического, нет столкновения противоречий. Даже когда архитектура бани хочет сказать, что “борьба за мировое господство была закончена и повелителей мира стала преисполнять гордость тем культурным своеобразием, которое доставило им первое место на свете” (М. Дворжак. http://lib.rus.ec/b/318968/read), - даже и тогда бытовое, казалось бы, назначение строения не сообщает ему противоречивости с замыслом о гордости, если это древнеримские термы.
Почему?
Хорошо на вопрос ответил Чаадаев. Правда, имея в виду древних греков. Но высказывание годится, потому что римляне довели до максимума, то, что рождалось ещё у эллинов.
“Всё, что есть материального в человеке, было идеализировано, возвеличено, обожествлено; естественный и законный порядок был извращён; то, что по своему происхождению должно было занимать низшую сферу духовного бытия, было возведено на уровень высших помыслов человека; действие чувств на ум было усилено до бесконечности <…> Ум устремился на предметы, наименее достойные его внимания <…> и эта [воображение] мощная способность <…> стала с тех пор служить лишь для того, чтобы сделать осязаемое ещё более осязательным и земное ещё более земным” (Чаадаев. Статьи и письма. М., 1989. С. 127).
И вот…
Термы Тита. 80 г. н.э.
Термы Траяна. 104-109 г. н.э.
Те же термы Траяна с другой стороны
А вот про Колизей:
“…эта арена, куда римский народ стекался толпами, чтоб упиться кровью, где весь языческий мир так верно отражался в ужасной забаве, где вся жизнь той эпохи раскрывалась в самых удивительных своих наслаждениях, в самом ярком своём блеске, - не стоит ли она перед нами, чтобы рассказать нам, к чему пришёл мир в тот момент, когда все силы человеческой природы уже были употреблены на постройку социального здания, когда уже со всех сторон всё предвещало падение” (Там же. С. 126-127).
Взгляд христианина.
Рим. Колизей. 72-80 г. н.э.
Обеспечение водой – тоже материальное дело. – Ну так и водопровод должен быть соответствующий.
А заодно и императорский дворец.
Дом Августинов
Ну – и общественные здания тоже.
Базилика Максенция. 308-312 гг.
Как ни негативно отзывался Чаадаев об умонастроении греков, римляне от них хотели в том же (негативной они телесность не считали) отношении всё же отличаться. Для этого они забыли о греческих “тектонически и пластически отдельных формах” (Дворжак), - колоннах, перекрытиях, - и пришли к “однородной строительной массе, образуемой мощными архитектурными объемами, чье внутреннее пространство оформлено в такие же мощные пространственные тела <…> в конце этого периода стоит базилика Максенция, здание, которое <…> является самым импозантным примером подобной дохристианской архитектуры, для которой пространства — строительные тела, везде наглядно оформленные и как бы вырезанные из строительной массы; и в которой эти строительные массы имеют не только функцию (второстепенной) оболочки, не только не являются как бы необходимым злом, но принадлежат к существенному содержанию художественного воздействия здания”.
В своём почтении к могуществу Древнего Рима Дворжак не может так свысока смотреть, как Чаадаев. И – хвалит, хвалит…
“…она принципиально отличается <…> от эллинистической традиции, с которой она также многоразлнчно связана; создания новой римской архитектуры еще решительнее <…> покоятся на эффектах телесного воздействия, на мощи кубических образований, на красоте телесно задуманных пространственных форм, на компактной массе и материальности ее ограничения. Апофеоз пространства, широко и тяжело основывающегося на телесной красоте, представляет <…> дух <…> каким он был создан всем античным культом пластически и тектонически объективированных тел и соответствующим этому культу понятием художественного величия и монументальности. Этот дух не обрывается внезапно, но еще в третьем столетии производит вещи, превосходящие раскрытием материального величия или чувственного великолепия всё, что было раньше, или по меньшей мере ему не уступающие”.
“Они [римляне] противопоставили греческому эстетически-научному восприятию жизни другое, которое было основано на власти, государственном авторитете и правовом порядке. На них были построены новая императорская власть, новая империя, новая имперская организация мира; их мировоззрение, методы и создания естественно всюду выступили на передний план, когда это построение было закончено и нашло свое завершение в новом государственном строе. Как точное отражение государственной полноты власти и управления сюда относилась и архитектура, в которой выразилось искусство римских инженеров технически организовывать огромные массы.
Их конструктивные средства, мощные стены или смелые своды подняты при этом до степени эстетических факторов”.
И до эстетики добрались. А мне б не хотелось.
Иносказание – не третьесказание.
Поясню.
В своём всяческом выпячивании вперёд идеологического искусства (с противоречиями) перед прикладным (без противоречий – в иносказании тоже), с лишением прикладного искусства качества художественности всё из-за того же отсутствия психологической сложноустроенности при его восприятии, мне б хотелось, чтоб прикладному искусству было отказано и в эстетическом качестве. Если эстетическое и художественное – это синонимы, то…
Вот что пишет великий Леонтьев в предисловии к “Психологии искусства” Выготского:
“Анализ структуры художественного произведения и составляет главное содержание “Психологии искусства” Выготского. Обычно анализ структуры связывается в нашем сознании с представлением об анализе чисто формальном, отвлеченном от содержания произведения. Но у Выготского анализ структуры не отвлекается от содержания, а проникает в него. Ведь содержание художественного произведения – это не материал, не фабула; его действительное содержание есть действенное [!!!] его содержание – то, что определяет специфический характер эстетического переживания, им вызываемого. Так понимаемое содержание не просто вносится в произведение извне, а созидается в нем художником. Процесс созидания этого содержания и кристаллизуется, откладывается в структуре произведения, подобно тому как, скажем, физиологическая функция откладывается в анатомии органа”.
Анатомия здесь – это и есть психологическая сложноустроенность. Две части которой: сочувствие и противо-чувствие, - имеют опору в материальной структуре произведения идеологического искусства – в противоречивых (каковых в произведении прикладного искусства нет) элементах, а третья часть структуры такого произведения – не материальная, а духовная, находится, “материально” говоря, не в тексте произведения, она результат столкновения в душе сочувствия и противо-чувствия. Как бы сказание (1), другое сказание (2) и третьесказание (3). – Очень специфично. Больше нигде не встречается, в иносказании – меньше: (1) и (3). – То есть эстетическое и художественное – синонимы. И пусть себе будет ещё и красота, и пусть она не имеет отношения к идеологическому искусству. То есть произведение прикладного искусства пусть может быть красивым или некрасивым (безотносительно к своему назначению). А произведение идеологического искусства может быть прекрасным, когда части (1) и (2) в множестве своих различных повторений соответствуют (3), или менее прекрасным, когда множество это сокращается, ну и, наконец, безобразным, когда соответствия (1), (2) и (3) нету.
То есть иносказание может подействовать на вас очень сильно (сказание, скажем, крик ужаса, - и сама действительность, - вдруг перед вами возник бандит с ножом, - действуют ещё сильнее), но к эстетике, художественности, пусть это не относится. Даже если это не ужас, а восхищение.
Хотелось бы договориться так со всеми. Но это кому-нибудь надо?
Вот смотрите, если б договорились.
Спели и станцевали в храме Христа Спасителя феминистки Pussy Riot, в переводе Бунт киски* (см. тут, текст песни тут). И никто* б не связывал “тему перформанса группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя” с “оценкой произведений современного искусства” (http://www.echomsk.spb.ru/blogs/guelman/5359.php). Ибо, во-первых, перформанс это уже почти действительность, сказание (1), тогда как искусство (идеологическое 1+2=3) совсем не действительность, а испытание, испытание непросредственное и непринуждённое сокровенного мироотношения (потому и противоречиями изъясняется, дразнит). Тогда как почти действительность, перформанс Pussy Riot в храме, – испытание непосредственное и принуждающее. Оно с натяжкой – прикладное искусство, “искусство для”, для провоцирования оранжевой революции.
По крайней мере, если б договорились, Гельману не пришлось бы козырять термином “современное искусство”. Говоря о прикладном искусстве, часто ж слово “искусство” вообще не применяют. Благо, о таком перформансе, как “Контрольная прогулка”, ещё не заикнулись, что и он современное искусство.
Но первым шагом надо сначала и по отношению к Колизею слово “искусство” подзабыть.
Договориться надо.
14 мая 2012 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
http://www.pereplet.ru/volozhin/99.html#99
*
- Ошибки, мол.Сперва о второй.
- Pussy Riot исполнили “Богородица, прогони Путина” в богато украшенном сверкающем храме. Громада, убранство и сверкание этого храма (с позволения сказать) – часть их перформанса, специально выбранная исполнителями – вступающая в противоречие с непосредственным содержанием песни, их внешним видом и названием. Очевидное столкновение противоречий. Искусство, холера ясна.
- И Гельман, получается, прав, говоря о современном искусстве и о выступлении Pussy Riot в одном контексте. Или же я, получается, не прав в одном из двух случаев: 1) или молчаливо дав понять, что это выступление Pussy Riot я сам не считаю идеологическим искусством, 2) или выбрал неверный критерий для разграничения идеологического искусства от прикладного.
Проверим, не сделал ли я в каком-нибудь участке пути размышления логической ошибки.
Рассмотрим параллельно римскую архитектуру и выступление Pussy Riot.
Вопросы |
Ответы христиан первых веков |
Ответы римлян |
Ответы христиан теперь |
Ответы Pussy Riot |
Как вы относитесь к ублажению своего тела? |
Плохо |
Хорошо |
Плохо |
Хорошо |
Стоит возвеличивать культ тела до храмового ранга? |
Нет |
Да |
Нет |
Да |
Стоит своим ничего не пожалеть для создания своего храма? |
Стоит |
Стоит |
Стоит |
Стоит |
По большому счёту, ценностно противоречит храмового ранга возвеличение культа тела ублажению своего тела? |
Нет |
Нет |
Нет |
Нет |
Как вы относитесь к христианскому храму, каким бы он ни был, бедным или богатым, красивым или убогим? |
Хорошо |
Плохо |
Хорошо |
Плохо |
Как оскорбить чужих в их храме? |
По идее немыслимо |
Вести себя в храме не так, как чужие |
По идее немыслимо |
Вести себя в храме не так, как чужие |
Противоречит отношение к хрис-му храму “ плохо” это “не так”? |
Нет |
Нет |
Нет |
Нет |
Противоречит богатство храма с учётом 3-й строки этому “ не так”? |
Нет |
Нет |
Нет |
Нет |
Относительно наличия противоречий чёрным цветом я пометил, как бы ответил и я, если б я был объективным.
Но тогда выходит, что всё-таки я прав и относительно нехудожественности (непротиворечивости) римской архитектуры и относительно нехудожественности (непротиворечивости, вдобавок к вышеуказанной принуждённости воздействия, испытываемой зрителями-христианами: они не по своей воле это смотрели) выступления Pussy Riot.
В чём же прокол у моего оппонента? – В неучёте 3-й строки таблицы. – Как он это допустил? – Он не смог или не захотел стать на христианскую точку зрения. – Почему? – Много вариантов. Но все будут переходом на личность.
Теперь о первой ошибке.
- Неверен перевод "Pussy Riot". "Pussy" В английском языке теперь используется не для "киски", a это "ласковое" название влагалища, которое мужчины используют в "интимные моменты" (в русском языке мне аналог этого слова не известен).
- Тут переход на личность становится необходим. Потому что помимо объективности в замечании есть огромная доза субъективности, которая объясняет глубину происхождения второго замечания и совпадающую с этой глубиной иносказательность (3) “материального” (1) выступления Pussy Riot. Тут я прошу читателя простить мне, если я, оппонента зная лично и зная его очень хорошо, всё же позволю себе и договаривать кое-что до конца за него, им не озвученное.
В первом замечании сквозит (для меня по крайней мере) не первый его упрёк мне, что я не выучиваю английский язык, хоть и веду оборонительную идеологическую войну с США в его лице, в частности, на стороне России. Врага, мол, надо знать. А нет – пожалуйста: ошибка.
Более глубокого уровня упрёк: английский язык, как и всё западное, более рационален. В частности, уже сто лет как включает в литературную норму матерные слова (то есть безэмоциональное их включение в литературный текст от имени автора). То же – с терминологией относительно того, что ниже пояса. Русский же язык, как и всё русское, более отсталый в рациональности языков. Направление рациональности, как языка, так и всего цивилизационного, определяется на Западе, а не в России. Поэтому России надо следовать за Западом, за так называемыми и самими русскими цивилизованными странами, а не настаивать на своей самобытности и на самодостаточности в ранге особой цивилизации, скажем, евразийской по названию. Надо приобщаться к так называемым для неамериканцев европейским ценностям. Общее – к либеральным ценностям. Которые есть “новая левизна”.
Последние слова я взял в кавычки, подобно тому, как в СССР брали в кавычки слова “новые левые”, обозначавшие бунтующую молодёжь Запада 60-х годов прошлого века. Сама та молодёжь (или не совсем сама, а с подачи правящих кругов своих стран) заменила непосильную революцию против экономической основы капитализма (порождающей отчуждение) революцией культурной (молодёжная контркультура), сексуальной и психоделической, в капитализме оказавшимися вполне своими, ибо в наступившем с 20-х годов обществе потребления в 60-х годах эти революции представили собой вариант престижного потребления и предельного опыта, отличающего элиту, самоназвавшуюся так, от массы, названной так этой элитой. Объективности ради надо признать правильной постановку в СССР кавычек в словах “новые левые”. То же можно отнести теперь к феминистическому движению и к его части, Pussy Riot.
Вот строки их возмущения из их песни: “Гей-прайд отправлен в Сибирь в кандалах” (гей-прайд – то же самое, что гей-парад; что заявлена ложь – не важно: для дразнения всё годится; поганому виду нэма стыду; это, мол, художественный приём - гипербола), “Чтобы Святейшего не оскорбить / Женщинам нужно рожать и любить” (святейший – краткое название святейшего патриарха Кирилла; тот, видно, выступил против гейства и за естественные любовь и браки, приносящие потомство, что феминисток оскорбляет в свою очередь).
Этому либерализму-левизне, по мнению Pussy Riot и моего оппонента (называемым свободой), и нужно бы следовать России, чего не происходит в первую очередь из-за Путина и его любви к России той, которая ещё не полностью поглощена американским глобализмом. И потому нужно разжигать в России оранжевую революцию.
Вот в чём движущая сила у моего американского оппонента слать мне свои упрёки в ошибках.
И достаточно простой объективности, чтоб первое его замечание принять и извиниться перед читателями, а второе отклонить.
- А как же с содержащейся в словах песни Pussy Riot стыдной-таки правдой и таки хоть какой-то левизной относительно правоцентристской власти?
- Так статья-то всё-таки искусствоведческая, а не голо публицистическая.
15 мая 2011 г.
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |