Рязанов. У природы нет плохой погоды. Прикладной смысл.

С. Воложин.

Рязанов. У природы нет плохой погоды.

Прикладной смысл.

Нет счастья на Этом свете.

 

Ну-ка… Поиздеваемся над собой…

Было так. Я включил канал “Культура”, а там “Песня года – 1978”. И – стихи Рязанова там на музыку Петрова:

 

У природы нет плохой погоды,

Каждая погода — благодать!

Дождь ли, снег — любое время года

Надо благодарно принимать.

.

Отзвуки душевной непогоды,

В сердце одиночества печать

И бессонниц горестные всходы

Надо благодарно принимать.

.

Смерть желаний, годы и невзгоды,

С каждым днем все непосильней кладь,

Что тебе назначено природой,

Надо благодарно принимать.

.

Смену лет, закаты и восходы

И любви последней благодать,

Как и дату своего ухода,

Надо благодарно принимать.

.

У природы нет плохой погоды,

Ход времен нельзя остановить.

Осень жизни, как и осень года,

Надо не скорбя благословить.

А для меня ж Рязанов ницшеанец, то есть с подсознательным идеалом принципиально недостижимого метафизического иномирия, как цели бегства из Этого скучного-прескучного мира с его неукоснительными правилами, законами природы и самой причинностью.

Не удастся ли сказать что-то внятное на эту тему мне в связи с этими стихами?

И мне вспомнилось, как я поругался по “Скайпу” со своей дальней родственницей.

Зная, что у меня пристрастие разбирать произведения в-первом-приближении- искусства, она захотела узнать моё мнение о её творчестве. А она, оказалось, сочиняла стихи. И стала она мне их читать. И какие-то они все на манер – как мне показалось – Омара Хайяма: поучительные. Они ж все поучительные у Омара Хайяма. Да?

 

Не делай зла — вернется бумерангом,

Не плюй в колодец — будешь воду пить,

Не оскорбляй того, кто ниже рангом,

А вдруг придется, что-нибудь просить.

Не предавай друзей, их не заменишь,

И не теряй любимых — не вернешь,

Не лги себе — со временем проверишь,

Что этой ложью сам себя ты предаёшь.

Так от имени Омара Хайяма я их как-то могу терпеть, а от её авторства… Что-то непереносимо было. – Я терпел-терпел и… сказал ей честно, как я еле держусь. – Больше она мне не звонила.

Рязанов объявил на том концерте, что один Мягков сказанул, что можно б и получше стихи найти, а остальным они понравились. И Фрейндлих, и Петрову и другим, занятым в фильме “Служебный роман”. – Мне, помнится, ни фильм тогда не понравился, ни песня.

А теперь мне предстоит попробовать увидеть ницшеанскую глубину тут…

Пока, кроме неприятных самих по себе поучений, я тут ничего не вижу.

Правда, я вспоминаю, что в произведениях неприкладного искусства то, о чём говорится словами, не есть то, что имеет прямое отношение к тому, что хотел “сказать” автор (кавычки применены из учёта, что подсознательный идеал не имеет возможности пользоваться словами).

При таком взгляде становится интересно.

Но.

Как быть с тем, что я никогда не чуял, что тут есть ЧТО-ТО, словами невыразимое?

Я, правда, никогда со вниманием не относился к тексту. Ну надо было что-то музыкально-сентиментальное вставить после сцены, когда Людмила Прокофьевна притворилась перед Новосельцевым, что её не за что жалеть, что кроме личной жизни, каковой у неё нету, есть на свете много что другое интересное. И это враньё. Потому что главное для женщины – личная жизнь. И тем паче героиню жаль. И надо это настроение закрепить – тут – музыкой.

Я – раб режиссёра. Вот и пошёл в указанном им направлении ложного сюжетного хода.

А хитрый Рязанов вполне мог вставить тут глубину. Ведь для ницшеанца взаимной любви на Этом свете нет, по случаю его очень плохо устройства.

Вот Рязанов. Если он, будучи женатым, "начал буквально светиться от счастья после знакомства со Скуйбиной” (https://zen.yandex.ru/media/id/5a69a2ab4826777ce2bd9f29/dvoinaia-jizn-i-liubimye-jensciny-eldara-riazanova-5f7038b4df292d110966b1f0), значит, с женой счастья не было. Правда, 10 лет тайных свиданий это что-то, а не ничего. Но с некоторой точки зрения – ничего, если у Скуйбиной нашли рак. – Ну, что-то такое, Абсолютное… Нет счастья взаимной любви на Этом свете. – Можно и в иномирие захотеть, тем паче, если по всем фронтам безобразие царит. Смерть, например, существует. А Рязанову уже 50.

Я себя накручиваю, конечно. Но с искусством всегда – максимум максиморум. Надо самому становиться немного не в себе, чтоб вжиться в находившегося в трансе.

Другое дело, транс это или игра в него, знакомого по прежним случаям?

За 50 лет человек мог разгадать, что им движет. И не потому ли меня фильм “Служебный роман” не тронул? Но тогда с какой стати ждать транса в стихотворении?

Талант чувствует, что надо выражаться через наоборот. – Вот он и наплёл словесную благодарность, имея в виду наикрайнее неприятие тягомотины, до какого обычные люди не доходят.

Собственно сам фильм – некое издевательство над естеством. Всё там ненатуральное. Чтоб ослепительная красавица ТАК опустилась… в работу…

А вставление этой “примиренческой” песни сразу перед началом действий Людмилы Прокофьевны в прямо противоположном песне духе…

Дурил Рязанов голову нам, привыкшим воспринимать “в лоб” то, что нам демонстрируют. Дурил и устало грустил, какие мы дураки.

Ницшеанцу же пристала не грусть, а предвзрыв такого взрыва, какой разметает всё в иномирие метафизическое. Но так, если иномирие это как идеал в подсознании сидит, сознанию не дано и рвётся изо всех сил быть выраженным.

Если же в сознание уже прорвалось – всё. Энергии не будет. Что мы и видим в фильме и в стихотворении.

30 ноября 2021 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/nuka-poizdevaemsia-nad-soboi-61a611b6c81a7111a70b2630?&

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)