С. Воложин
Репин. Запорожцы пи́шут письмо турецкому султану.
Художественный смысл.
Насмешка над запорожцами, так и не сумевшими создать государственность. |
Как “Антифейк” Первого канала
не смог искусствоведчески побороться
с измышлениями украинских националистов
Что врут на Украине?
"Украинец, ставший одним из лучших художников XIX века
.
Его привыкли называть русским художником, значительно умаляя влияние Украины. Это Илья Репин…
В течение всей жизни Репин будет постоянно возвращаться к украинским мотивам. Это и вечерницы, украинские женщины и казаки. Последние прославят художника особенно, а именно работа “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”…
Репин. Запорожцы пи́шут письмо турецкому султану. 1880-1891.
Художник тщательно подошел к делу – изучал казацкое оружие и одежду, постоянно совещался с украинским историком Яворницким и еще дольше искал модели” (Перевод мой. https://oselyaua.com/ukrayinecz-yakyj-stav-odnym-iz-najkrashhyh-hudozhnykiv-hih-stolittya/).
"Даже после отъезда в Россию, скучал по Родине и возвращался к ней. Он часто гостил в имении Качановка украинских меценатов помещиков Тарновских. В их семейном имении Качановцы Репин создал первые этюды к знаменитой картине “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”. Таким образом, в его творчестве и жизни Украина занимала значительное место” (Перевод мой. https://studopedia.ru/16_45312_zhivopis--stolittya.html).
“Как-то летом 1878 года 34-летний Илья Репин гостил в подмосковном доме известного мецената Саввы Мамонтова в Абрамцеве, знаменитого своим гостеприимством и дружбой со многими прославленными историческими личностями России. Так вот, однажды за вечерним чаем, в обществе талантливых молодых людей, Репин услышал прочтенное кем-то из гостей письмо запорожцев к турецкому султану…
На присутствующих гостей это письмо произвело большое впечатление. А что уж тут говорить о тонкой душе художника. Такой колоритный народный юмор казацкого письма мгновенно впал в душу Ильи Ефимовичу, который сам был родом из Украины, и который не понаслышке знал о легендарных подвигах запорожского казачества, олицетворявшего собой в глазах общества образ свободолюбивого, жизнерадостного, непокоренного народа
Красноречие этого письма настолько задело воображение художника, что в нем почти сразу же возникло непреодолимое желание запечатлеть в живописи дух того времени и создать несокрушимые и мужественные образы народных героев Запорожской вольницы. Там же, в Абрамцеве, живописец набросал свой первый графический эскиз древесным углем, который и определил композицию будущего гениального творения” (Перевод мой. https://proexpress.com.ua/uk/maloizvestnye-fakty-o-kartine-repina-zaporojcy-pishyt-pismo-tyreckomy-syltany/).
"Антифейк” добавил перевод на русский с какой-то, наверно, украинской телепередачи (я переводу верю):
"Илья Репин – мировая звезда реалистичной живописи, чьи картины продают с аукционов за миллионы долларов [враньё, между прочим. Не миллионы. Суммы и даты последних продаж: 394 625 USD - 21.06.2023; 159 604 USD - 21.06.2023; 92 789 USD - 02.05.2023; 542174 USD – 14.04.2023; 4 568 USD - 04.04.2023; 29084 USD - 31.03.2023 и т.д. - https://artinvestment.ru/auctions/375/works.html ]... И хотя его привыкли называть русским, это большая ошибка… Илья родился в 1844 году в украинском городе Чугуеве, это нынешняя Харьковская область [передёрг. Нельзя оперировать современным административным делением. Когда родился Репин, это была Слободско-Украинская губерния Российской империи]. Более того, его род казачий. Прямые предки художника – вольнолюбивые представители Запорожской Сечи [намёк на украинство как нацию неверен. Во времена предков запорожцев Малая Русь была одной из территорий Руси, как места жительства православных. Запорожцы переселились в Чугуев, чтоб не стать католиками. Об украинской нации речи не было.]. Первой знаменитой картиной Ильи Репина стала “Бурлаки на Волге” 1873 года. Такой бесчеловечный способ транспортировки барж использовали в Российской империи повсеместно [передёрг, акцентирующий русскую бесчеловечность. На самом деле это работа на всех больших реках Европы (даже слово бурлак – от немецкого bûrlach) до парового пароходства во второй половине 19 века. После чего бурлаки стали исключением. Из-за чего на Репина обиделся министр]. Художника, который вырос в крае свободных людей [наверно, в какой-то мере верно, раз в “В 1876 г. император Александр II подписал Эмский указ о полном запрещении украинского языка и запрете ввозить из-за пределов Украины литературу на украинском языке” - https://studopedia.ru/7_56202_sotsialno-politicheskoe-polozhenie-vostochnoukrainskih-zemel-v-XIX-v.html, но не факт, что это действовало на маленького Репина], контраст между рабским трудом и беззаботностью поразил до глубины души и вдохновил его написать картину [тут правда только отчасти. Беззаботность – это тех девушек из компании художников, прогуливающихся под Петербургом, которые изящно поднырнули под бечеву, услужливо поднятую бурлаками. Главное – противоположное: Репин опасался впасть в тенденциозность, если напишет этот "контраст”.
Могучесть России (Украины не существовало) сказывалась в том, что, воспринимая западно-европейскую культуру, русские деятели культуры то и дело переплёвывали достижения своих учителей.
Реализм начался во Франции после революции 1848 года.
“Его основой стал уход от идеализации академического искусства и самой жизни: перед художниками-реалистами не стояла задача скрыть “неровности” этого мира, напротив, они изображали все “настоящим”. Вместо увлечения героическими персонажами и знатью у них проявился интерес к простому человеку и его жизни — реалисты стремились передать человеческие переживания и показать душевное состояние людей” - https://vladey.net/ru/news/107
Так это было прикладным искусством, т.е. рождаемым замыслом сознания: даёшь низы жизни! – Всё ясно и понятно, когда прикладное искусство. И это можно было б назвать в кавычках “реализмом”. Ибо в нём не было загадки. А вот русские сумели возвыситься до настоящего реализма, рождаемого подсознательным идеалом истины. Она состоит в чуянии того нового в социуме, чего ещё никто, кроме имярека, не видит. Так русские передвижники плелись просто в хвосте у Курбе, со своим плачем о народе, освобождённом от крепостничества в 1861 году как бы без земли.
А Репин со своей боязнью сделать тенденциозную картину, создал произведение неприкладного искусства, выразив подсознательный идеал истины, которая состоит в том, что русский народ вот-вот разогнёт свою могучую спину, и… Будет что-то великое. Что и случилось через довольно короткое время: Великая русская революция 1905-1922 годов]
В 1892 году художник представил публике огромное полотно “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”, на которое у него ушло 10 лет. Картина так понравилась императору Александру III, что он купил её за неслыханные 35000 рублей, даже не поняв всей иронии, которую заложил Репин. Знающий человек того времени легко различил бы в лицах казаков и прочих персонажей известных культурных деятелей Украины [передёрг с намёком, дескать, деятели – украинскости, как раз тогда ставшей поднимать голову. Так это простая ложь. Все лица, там изображённые не имеют никого отношения к воинствующей украинскости – см. тут], которые были, мягко говоря не в восторге от языковых запретов. Сейчас отечественные историки исходят из того мнения, что эта работа, по сути, издевательский ответ не турецкому султану 17 века, а российскому императору 19-го.” (https://www.ontvtime.ru/index.php?option=com_content&task=view_record&id=1421&start_record=2023-08-14-09-20).
Вопреки названию статьи я не стану передавать, как “Антифейк” принялся с этой ложью воевать. Их приёмы не касались “текста” произведения и не восходили к духу его из “текста”.
Оно действительно насмешка Репина. Но, как и в “Бурлаках” он против плача передвижников, так и здесь против смеха щирых украинцев из-за запрета украинского языка. Он осмеивает смеющихся запорожцев, в 1676 году находящихся под эгидой русского царя: не сумели они создать собственное государство. А всё из-за отсутствия пристрастия к централизму. Это видно по первому же эскизу. – Толпа, а не войско. Каждый настолько оригинален, что немыслимо его подчинение кому-либо ради общего дела. И, как низменно – из-за матерных ругательств – само письмо, так низки они все, опустившиеся до такой низости. “Низкое – то самое, что взял предметом своего внимания и почестей простой реализм, - как бы подумал Репин, слушая скабрезное письмо, - так надо эту низость переплюнуть, и осмеять смеющихся. Никто не поймёт, но зато я не опущусь до простой тенденциозности простого реализма”.
Или так подсознание Репина сработало.
А в картине он ради осмеяния изображаемых сделал насмешку над самой исторической живописью.
Гильдебранд, пропагандируя своим теоретическим трудом выражение пафоса, писал:
"Ничто не должно двигаться на нас из картины, но мы должны входить в картину, чтоб сохранить целостное движение вглубь” (Проблема формы в изобразительном искусстве. М., 1914. С. 37).
И тогда будет важно и пафосно.
Ну так посмотрите на лысину того, кто на первом плане!..
Это – вместо увлечения академизма героическими персонажами "в крае свободных людей”, мол, Украине.
15 августа 2023 г.
Натания. Израиль.
Впревые опубликовано по адресу
https://dzen.ru/a/ZNt8zuIJmzLMfWpI
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |