Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин

Рембрандт. Бегство в Египет.

Художественный смысл.

Сердце Рембрандта было на стороне бедных.

 

Как посмел Рембрандт покуситься

на гравюру Сегерса? Переделал!

Вот так.

Сегерс. Товий и ангел. 1633. Рембрандт. Бегство в Египет. 1651.

К Рембрандту в руки попала медная доска Сегерса. Он правую частьт заполировал и выгравировал своё.

Его, наверно, взбесило розовое прожектёрство Сегерса. Мало того, что библейская Книга Товита вся такая благостная. Чего в окружающей Рембрандта капиталистической реальности не было (быстро шло расслоение на очень богатых и очень бедных, а сердце Рембрандта было на стороне бедных). Так Сегерс ещё и исказил “иллюстрируемый текст”. Там ангел объявился ангелом только в конце ультраблагополучного путешествия Товия, дома. И, очень строго говоря, до конца повествования читателю (слушателю) было не известно, чем всё закончится. А у Сегерса, пожалуйста: они ещё только приближаются к дому (и вообще, может, тут не дом Товия, а отца его будущей жены, и мало ли куда они спускались во время путешествия), ангел же раскрыл себя. То есть благие путь и конец обеспечены его присутствием. Это до приторности сладко.

И Рембрандт сорвался.

Бегство предполагало наличие ужаса на земле.

Смешно, что Рембрандт остриё шпаги ангела не заполировал… Это я уже не могу представить, как объяснить.

15 январь 2023 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://dzen.ru/a/Y8RrijlVKlJpfk37

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)