С. Воложин
Рембрандт. Бегство в Египет.
Художественный смысл.
Сердце Рембрандта было на стороне бедных. |
Как посмел Рембрандт покуситься
на гравюру Сегерса? Переделал!
Вот так.
Сегерс. Товий и ангел. 1633. Рембрандт. Бегство в Египет. 1651.
К Рембрандту в руки попала медная доска Сегерса. Он правую частьт заполировал и выгравировал своё.
Его, наверно, взбесило розовое прожектёрство Сегерса. Мало того, что библейская Книга Товита вся такая благостная. Чего в окружающей Рембрандта капиталистической реальности не было (быстро шло расслоение на очень богатых и очень бедных, а сердце Рембрандта было на стороне бедных). Так Сегерс ещё и исказил “иллюстрируемый текст”. Там ангел объявился ангелом только в конце ультраблагополучного путешествия Товия, дома. И, очень строго говоря, до конца повествования читателю (слушателю) было не известно, чем всё закончится. А у Сегерса, пожалуйста: они ещё только приближаются к дому (и вообще, может, тут не дом Товия, а отца его будущей жены, и мало ли куда они спускались во время путешествия), ангел же раскрыл себя. То есть благие путь и конец обеспечены его присутствием. Это до приторности сладко.
И Рембрандт сорвался.
Бегство предполагало наличие ужаса на земле.
Смешно, что Рембрандт остриё шпаги ангела не заполировал… Это я уже не могу представить, как объяснить.
15 январь 2023 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
https://dzen.ru/a/Y8RrijlVKlJpfk37
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |