С. Воложин
Растрелли. Бюст Петра Первого
Художественный смысл.
Он знал, сколько он людей загубил при строительстве Петербурга. Знал, что его в народе называют Антихристом. Но он и знал, что спас Россию. |
Хорошо, когда сходится.
По уже начавшейся вырабатываться привычке я начинаю с себя.
У меня есть заимствованная догма, что большие стили, каждый, имеют свою идейную формулу. То есть существуют не стили, а идеостили. Для Высокого Возрождения эта формула состоит из одного слова – Гармония. Для Барокко – из двух слов – соединение несоединимого. Первая формула общепринята. Вторая – вряд ли. Тем радостнее обнаружить её, вдруг где-то что-то читая. Вот – о бюсте Петра Первого.
Растрелли. Бюст Петра Первого. 1723. Фрагмент.
"В бронзовом Портрете Петра I (1723-1729) тяжелые драпировки на латах, словно взбудораженные и просквоженные ветром, образуют силуэт, внушающий представление о некоей грандиозной пейзажной картине, в центре которой Петр - как полководец, озирающий поле сражения. Но в сильно выдающихся из орбит глазах и судорожном изгибе рта сказалось и другое - то, о чем свидетельствовали современники: “На душу Петру Алексеевичу по временам находила такая черная туча, что он запирался и никого не допускал к себе”. “Смотрит тучею” - это старое выражение как нельзя лучше определяет состояние, отраженное скульптором на лице бронзового Петра” (Алленов. История русского искусства. Кн. 2. М., 2000. С. 50 -51).
Он знал, сколько он людей загубил при строительстве Петербурга. Знал, что его в народе называют Антихристом. Но он и знал, что спас Россию от перспективы стать незначительной страной, с которой не считаются.
Мне кажется, что растреллиевский взгляд годится и для сталинского довоенного СССР, и для попробовавшей встать с колен путинской России.
9 января 2015 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
http://www.pereplet.ru/volozhin/277.html#277На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |