Рафаэль. Мадонна в кресле. Художественный смысл.

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Рафаэль. Мадонна в кресле.

Художественный смысл.

Гармония низкого и высокого.

 

Причина заморочки со спиралью в живописи

Сперва художников просто считали общающихся с богами (убогие – у Бога). По мере краха религии перешли к подсознательному идеалу как вдохновению. Но суеверия не отпускают. "Половина деканического календаря – это 126 лет, и это 3,5 цикла, 3,5 градуса прецессии (смещения земной оси). В то же время семиконечная Звезда Магов за сутки делает ровно 3,5 оборота” (https://iknigi.net/avtor-iolanta-prokopenko/82573-sakralnaya-geometriya-energeticheskie-kody-garmonii-iolanta-prokopenko/read/page-5.html).

Темнота мировоззренческая не чужда и искусствоведам, вот одна из них увидела 3,5 витка спирали в рафаэлевской “Мадонне в кресле” (1513-1514).

Даже лишила картину формы круга, какую та имеет. Спираль не взялась с бы с ним.

Наплевала на то, что спираль получилась не архимедова* (у той витки всюду на одном расстоянии друг от друга), которую приняли за многосмысленную.

Наплевав, что первый виток не круглый, что второй виток не поддерживается узором на зелёном платке, что третий виток почти на всём протяжении ничем не поддерживается, а полностью произвольный, что четвёртый виток, поддержанный круглой рамой, искусственно не продолжен дальше по кругу, чтоб получить именно 0,5 витка.

Нет. Надо притянуть магию сегодняшнего пошиба, чтоб одухотворить невоцерквлённых зрителей:

"…мы с вами увидим, что это спираль в три с половиной оборота. Это не потому, что я придумала, что это спираль в три с половиной оборота, а потому что именно так была организована композиция этой картины. Она сначала была организована, а уже потом она была осмыслена как образ. А что такое спираль в три с половиной оборота [и на экране появляется фото

какой-то галактики в созвездии Большая Медведица, как показал поиск по картинке; причём сфотографированы две спирали в полтора оборота каждая]? Что такое спираль в три с половиной оборота, как не, - очень широко и тогда, и сегодня известно, - знак вселенский, знак о сущности, знак вообще построения Вселенной. [Она не знает, что в 1936 году Хаббл предложил классификацию видов галактик по мере их развития,

где начальная стадия шарообразная, а спиральная (обязательно две спирали, а не одна) есть одна из фаз; про скопления галактик, как устройство Вселенной, она не слышала; и не в том дело, что астрономию убрали из школьной программы в 1993 году, эта искусствовед, 1930 года рождения, её учила в 1946 году, но у неё душа не лежала к точному знанию, и она осталась мировоззренчески хромой] А также спираль, которая находится на панцире улитки [и даётся кадр улитки со спиралью в 4,5 витка], что одно и тоже. Это что: случайно? Или Рафаэлю было ведомо? Ну конечно это было ведомо. Потому что, начиная ещё со Средних веков, начиная ещё со строительства готческих соборов вписывание фигуры в символы композиции. Рафаэль ВЛАДЕЕТ этим искусством. Художники Возрождения имели мало провалов, мало промахов. У них у всех есть общая черта. Они прежде, чем что-либо делали, они структурировали свои произведения. И Рафаэль в этом смысле первейший” (https://www.youtube.com/watch?v=-GOfswn4gbU).

Она формализовала работу художника. На самом деле тот начинает с вдохновения.

""Композиция — это сочинение, выдумывание, изобретение” как “акт свободной художнической воли”. К общему смыслу латинского слова здесь прибавляется усиленный пафосом ренессансной эпохи момент “изобретения, выдумывания”, свободы воображения, права художника, как тогда говорили, на “сочинение историй” в противоположность средневековой традиции следования образцам (итал. сomponimento — сочинение)…

Каждой идее соответствует определенный архетип: вертикаль, крест или квадрат, треугольник, горизонталь, окружность” (Википедия).

Рафаэль и правда эту вещь структурировал - тут круг. Окружность нужна для выражения тесноты, камерности, интимности. Здесь она поддержана не только рамой, но и дугами расположения рук и ног: левой руки Христа, правой руки Мадонны, ступнями Христа, коленями Мадонны.

А зачем интимность?

Идеал-то (гармонии низкого и высокого) сознанию не дан. А вокруг в домах висят иконы с золотыми небесами-фонами.

Вот Рафаэль и нарисовал противоположное: крестьянскую семью в тёмной комнате. Еле-еле только пририсовал нимбы, причём Христу совсем не пририсовал!

Сознание Рафаэля, надо думать, от такого противоречия с религиозной действительностью в возмущение не пришло. Потому что ЧТО-ТО оказалось выраженным – тот самый идеал гармонии низкого и высокого.

Формализму места не должно быть. Художник, настоящий, не придумывает сначала символ, чтоб потом вписать в него фигуры, а мучимый неясным требованием выразить ЧТО-ТО, словами и символами невыразимое, приступает к холсту, вслушиваясь во что-то в себе.

Так должен бы поступать и искусствовед. А не городить мало чему на картине соответствующую спираль.

Но искусствовед городит во всеоружии своего вкрадчивого голоса, пассов руками, закадровой музыки, веры в эту минуту самому себе. И… Ей-богу способен внушить, что белое это чёрное. Впадаем же мы в гипноз под действием гипнотизёра, сами того не желая. Так и тут.

13 июня 2022 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://dzen.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/prichina-zamorochki-so-spiraliu-v-jivopisi-62a6eb98607c093511e52f44?&

*- Сами вы темнота, раз архимедову спираль притянули. Искусствовед об именно архимедовой ни слова не сказала. Она, правда, и не назвала имени Фибоначчи, с которым связывают спираль, связываемую с золотым сечением https://dzen.ru/media/yellow_school/1618--samoe-vajnoe-chislo-vo-vselennoi-ili-chislo-boga-627541c81ae7846cd2a87019 . Зато намекала

- Виноват. Тёмен. Не знал. Но зато я светел, что никакой математикой Рафаэль не руководствовался. Спираль фибоначчиевскую (набор четвертькругов, диагональных дуг смежных квадратов, стороны которых составляют длины, которые, будучи измерены, оказываются числами, стоящими рядом в ряду чисел Фибоначчи), - так вот спираль фибоначчиевскую никак невозможно приладить к рассматриваемому произведению. Очень уж она быстро раскручивается.

Вот пример: центр - кончик носа Христа, за единицу длины сторон будущих квадратов принято 5 пикселей, первый четвертькруг (число Фибоначчи 3) справа внизу,

второй четвертькруг (число Фибоначчи 5) справа вверху, третий четвертькруг (число 8) слева вверху, четвёртый чествертькруг (число 13) слева внизу, пятый четвертькруг (число 21) справа внизу. - Смысла нет: до лица третьего персонажа спираль не дотягивается и проходит мимо.

Правда, если прирастить к изображённому пятому четвертькруга шестой (число Фибоначчи 34)

и вокруг кончика носа Христа повернуть на 135 градусов по часовой стрелке "вертикаль" первого четвертькруга, то свободное окончание спирали наткнётся на лицо третьего персонажа.

То есть хитрому математику можно в любом случае так устроить после создания картины, что будет спираль Фибоначчи на что-то осмысленное указывать.

Сам ряд Фибоначчи (0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34 и т.д. – каждый следующий равен сумме предыдущих), не таит ничего неестественного и похож на катание большого снежного кома по глубокому снегу. Так и галактика из газопылевого облака создаётся силами притяжения. Что рядом, то и подтягивается к себе. Сперва рядом всё почти однородное (0, 1, 1). Потом более тяжёлое (3) скорей успевает подтянуть к себе соседнее почти такое же тяжёлое (2), опережая иные события.

Другое дело, что отношение соседних чисел Фибоначчи как-то проникло в человеческую психологию. Из-за чего – заметили художники, а не математики – на площади картины есть 4 точки, какие "невольно приковывают” (https://vc.ru/u/776802-denis-voykov/229039-zolotoe-sechenie-i-chisla-fibonachchi) большее внимание зрителя, чем другие. Следовательно, подумали художники, туда и надо помещать самое значительное. Эти места по горизонтали и вертикали от края до края такие, что отношение всей ширины (или высоты) картины к наибольшей части горизонтали (или вертикали) относятся друг к другу, как отношение наибольшей части к наименьшей. И это такое же отношение, как и отношение соседних чисел Фибоначчи.

Когда законы психологии прояснятся, станет в общем так же понятна вездесущность отношения “Фи”, как и с притягиванием газа и пыли в галактику.

То есть понятно, почему приоритет в картине имеет чуяние художника, а не знание им математических отношений.

5.11.2022.

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)