С. Воложин.
Радищев. Вольность.
Художественный смысл.
Идеал трагического героизма. |
Мелитополь 2,
или
Почему творческие люди России против силового умиротворения Украины
Чем человек интеллектуальнее, чем ближе к гуманитарной науке или к изящным искусствам, тем у него глобалистичнее мышление. Вот за этот самый мир… Знание, которое должно побеждать тьму… Они ведь, наоборот, стали абсолютно зашоренными. Владимир Корнилов |
Ей Богу, я знаю, почему.
Только это сложно. И, дай вам Бог, читатель, умения вникнуть.
Но для начала вам надо признать, что существует подсознательное. Не просто пробежать глазами предыдущее предложение, а глубоко это в себя принять.
Чтоб принять глубоко, я вам предложу эксперимент, который вы может проделать со знакомым. А может, и сами сейчас вот убедитесь.
Произнесите вслух вот такие слова:
PENSIL
PEN
BUS
BOP.
Никто не прочтет четвертое буквосочетание по-русски. На втором-третьем слове в человеке уже успевает выработаться так называемая установка. В данном случае - установка на латинский шрифт. Человек не осознает ее, но она есть. И опыт с четвертым словом ее обнаружил.
В нашей психической жизни вообще большинство процессов – подсознательные. Автоматизмы всякие, дыхание и мн. др. Я вот недавно познакомился с совсем микроскопическим явлением подсознания. У меня стало заболевание сетчатки в одном глазу. В направлении смотрения у меня стало пятно слепоты, серое. Немного подлечили, и что стало? Если я больным глазом смотрю на белую стену, я не чувствую его больным . Я вижу всюду одинаковую белую стену с той фактурой краски, какая на ней. Но, если я направляю взгляд на висящую на стене картину, она исчезает из восприятия. Я вижу ту же белую стену в мелких пупырышках краски. И никаким усилием воли я не могу вернуть прежнее восприятие серого пятна в направлении взгляда. Как никаким усилием воли я не могу осознать установку на латинский шрифт или установку на обеспечение целостности высказывания. Мы ведь не словами говорим, а предложениями. И в каждое попадают только те слова, которые работают на смысл предложения (ну кроме слов-паразитов; я знал одного, который невольно часто вставлял слово “пнимаешь?”).
А кое-что подсознательное можно перевести в осознаваемое, например, частоту дыхания. В комедии “Формула любви” Калиостро умел замедлять стук своего сердца.
Есть два вида подсознательного, которые умеют кочевать из подсознания в сознание и обратно и обслуживают создание произведения искусства, которое есть что? Экстраординарное условное явление. Не различая их, об этом их свойстве так выразился Пушкин: “Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон, в заботы суетного света он малодушно погружён”.
Одно подсознательное обеспечивает органичность, которую можно назвать эстетичностью: в каждом (ну почти в каждом) элементе выражается идея целого.
Например, Радищев в оде “Вольность” по поводу победы восстания будущих США против Англии решил прославить не свою императрицу, как было принято, а революцию (и в том была часть экстраординарности). Стиль классицизма требовал звучных стихов (один из видов обеспечения идеи целого – славословия – был тем, чтоб было много гласных в каждом слоге – другая часть экстраординарности).
Вещаю то, что мыслю я, Любить могу и быть любимым, Творю добро, могу быть чтимым, Закон мой – воля есть моя. |
Другое подсознательное – идеал автора. Радищев понимал, что царская Россия не Америка с вооружённым против индейцев народом, и что идеал революции в России почти безнадёжен. Последнее соображение, вытесняясь в подсознание во время восхваления революции, которая представлена в оде богоугодной и победительной (иначе как её хвалить?), тем не менее толкает Радищева на непреднамеренность и странность, ещё большую, чем тема – на затруднённые в чтении некоторые стихи (“Во свет рабства тьму претвори”). Этот подсознательный идеал относится к типу трагического героизма. И проявляется РЕДКИМИ странностями для своего времени (времени господства стиля классицизма).
Так проблема в признании всеми наличия подсознательного идеала (боговдохновения, как говорили когда-то, когда проблема такого признания не существовала).
А с кризисом религии эта проблема стала. Причём и для самих художников, которые инстинктивно как бы знают по себе, что какое-то особое вдохновение есть. Есть даже разделение искусства на прикладное и неприкладное, из которых второе как бы выше. Но в осознаваемом и общепринятом виде признания всего этого нет. Тем более, что сотворение произведения неприкладного искусства – редкость. И кажется, что искусство это когда чем-то выражено что-то – знаемое, в общем-то. Тем паче, что в прикладном участвует то подсознательное, которое обеспечивает эстетическое качество (органичность).
Надо бы в отличие от эстетического качества выражение подсознательного идеала называть художественностью. Так и это не общепринято. И замутняет картину творчества.
Но всё-таки творческие люди чувствуют в себе силу одного или обоих подсознательностей. И обе они не подвластны воле, принуждению. То есть искусство оказывается островом Свободы.
А противополюсом Свободе является Порядок. И так случилось, что глобалисты (порождение либералов) взяли себе на флаг Свободу. А Россия, традиционалистская всегда, - Порядок.
Вот и получилось, что творческие люди естественно тяготеют к Западу, где господствует теперь американский глобализм. (Как и предприниматели естественно тяготеют к центру капиталистического мира, который есть Запад. Сужу по себе. В конце перестройки и начале реставрации капитализма, мне забрезжила возможность опубликовать книгу о Чюрлёнисе. Она была вольнодумная, потому что я отправлялся от подсознательного идеала, никем не признаваемого. Замерещился доход от продаж издания. Знакомый делец, - в порядке обращения со шкурой неубитого медведя, - посоветовал не сразу по мере продаж оплачивать издательству его долю. Надо было завести счёт в банке. И в связи с деревянностью рубля, стоило завести счёт в объявившей независимость Литве, откуда я только-только уехал, оставаясь ещё там прописанным. – И меня потянуло на Запад.)
А что б было, если б национальной идеей в России признали коммунизм? А при нём будет не труд как первая необходимость (трудиться будут роботы и искусственный интеллект), а жизнью всех будет жизнь аристократов, живущих в неприкладном (как наиболее утончённом и глубоком) искусстве (жизнь творцами или сотворцами)… А неприкладное искусство вдохновлено подсознательным идеалом. И его стоило б всем признать.
Тогда Россия превратится в страну Свободы. И сейчас же у неё, как у туда стремящейся, появится отсутствующая сейчас мягкая сила, привлекательность общества, идущего в правильном направлении.
И в такой стране творческая интеллигенция не стала б кричать: “Нет войне на Украине!”
8 марта 2022 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@narod.ru) |