Прэтт. Картины. Прикладной смысл.

С. Воложин

Прэтт. Картины.

Прикладной смысл.

Абы чем – абы что – разнузданность.

 

Не состоявшийся акт информационной войны

Иногда посещают идиотские мысли.

Вот раз, помню… В молодости. Мы жили в коммунальной квартире на две семьи. Общие были кухня и туалет. – Я сидел в кухне и ел обед. Из комнат соседей прибегает их сын, лет пяти, и убегает обратно. Я на него не отвлекаюсь, но вижу его боковым зрением. – Смотрю – опять бежит. Уже в полтора раза большиё. И я успел подумать: как он быстро растёт! – И тут же поймал себя, что я абсурд подумал. – Разгадка была простой. К соседям пришла знакомая с сыном, лет десяти. Вот этот и прибегал второй раз.

Похожее случилось со мной сейчас вот.

Какая-то Академия из США, уж давно, повадилась мне присылать научные материалы по литературо- и искусствоведению (иные с антироссийским душком). А потом к ней присоединился “Pinterest", соцсеть – как они представляются – где можно находить для себя новые увлечения и идеи со всего мира. Картинки шлют.

И случилось мне, мухе, подумать, что я слон: из-за сомнительности иных картинок.

За слона себя принять мне запросто. Никто, кроме меня, вот уж десятки лет не применяет для толкования произведений искусства теорию художественности по Выготскому. Она – в немногих словах – состоит в том, что сознание художника под влиянием его подсознательного идеала (бессловесного и безо`бразного вдохновения) пропускает в “текст” произведения противоречия, которые вызывают в художнике и восприемнике осознаваемые противочувствия, которые, столкнувшись, вызывают в свою очередь в восприемнике же третье переживание, сознанием ощущаемое лишь как ЧТО-ТО, словами невыразимое, а в художнике – удовлетворение, что он именно это и хотел выразить. Подсознательному идеалу художника оказывается соответствие в третьем недопереживании восприемника. И это – единственная адекватность выражающего выражаемому в неприкладном искусстве.

А есть ещё прикладное искусство. Без вмешательства подсознательного идеала. Его заменяет осознаваемый замысел. Если художник талантлив, то его подсознательное (но не идеал) обеспечивает стиль (единство множества выражающих деталей одному выражаемому).

И художники, и воспринимающие могут путать: не замечать подсознательного идеала. Так поступают формалисты, художники и воспринимающие.

После Второй мировой войны произошла такая путаница, в частности, с абстракционизмом. Не заметили крайнего разочарования абстракционистов, заставившего их подсознательный идеал “убежать” вон из Этого мира в принципиально недостижимое метафизическое иномирие. Для формалистов это было просто выраженное ЧЕМ ЧТО. Абстракцией – Свободу от.

В СССР “Свободу от” не уважали ради “Свободы для”, т.е. ради утилитаризма, что считается недостойным искусства. Сказывался авторитет, приобретённый веками неприкладным искусством, когда место подсознательного идеала занимало что-то, имевшее отношение к Богу. Потом Бог в сознании исчез, а его место не заняла идея подсознательного идеала. Вместо неё оказалась стильность. Формализм иными словами. Что в СССР было заклеймено.

Этим воспользовалось ЦРУ: в СССР, мол, против Свободы, а на Западе – за.

Они взвинтили цены на произведения абстракционистов. И те стали очень уважаемыми, а советское искусство, наоборот, неуважаемым – там. Коммунистическая угроза была отодвинута.

ЧЕМ абстракционизма отличается крайней неожиданностью.

Вот я и подумал, что, раз мне из США шлют материалы “Pinterest"-а, - здорово неожиданные по форме, - то история повторяется (в том числе с полевением политики в РФ).

Искусственный интеллект, мол, Академии усёк во мне (с пунктиком о подсознательном идеале художника) врага формализма, которого сто`ит опозорить. Для этого надо присылать мне муру (а та может иметь стиль). Вдруг я поведусь её толковать. А потом меня разгромят громко. Это дойдёт до тех редчайших, до которых худо-бедно доходит моя проповедь про теорию художественности по Выготскому. И их от меня отшатнёт.

Очередным мне прислали такое.

Прэтт. Закат на Эшли-Крик. Масло.

А так случилось, что я на днях впервые узнал о технике кангьянте.

"Техника кангьянте характеризуется изменением цвета, чтобы изобразить тени и блики” (https://ux.pub/editorial/kak-tiekhniki-zhivopisi-epokhi-rieniessansa-moghut-uluchshit-dizain-vashiegho-intierfieisa-4mhj).

Зеленоватая тень на правом колене, покрытом жёлтой накидкой, коричневая тень левее от этого колена, тень от этой накидки на серо-фиолетовом платье под нею.

Коричневые тени на жёлтой рубашке.

Раздрай, иными словами, в душе Микеланджело из-за досады, что – кто? – католические иерархи его времени! – а… развратны.

У Прэтта, подумал я, несчастный, то же. Вдруг абы где абы какие краски. Даже потёк краски сверху вниз правее центра не закрашен. В воде не отражается желтизна заката.

А здесь в глине отражается желтизна домиков. И тоже не устранены потёки краски.

Нет. Понятно. Демонстрируется возможность живописать мастихином. Но.

Прэтт. Вечерний Свет.

С какой стати вдруг красные облака? – Нет. Это может быть на востоке при закате. Но на востоке при этом не может быть такой ослепительности в небе. Ну и морской горизонт всё-таки горизонтальный, а не волнистый.

И здесь абы что на абы что.

Я подумал, что тут стиль разнузданности, никаким грандиозным разочарованием не обоснованный.

А знакомый художник пишет, что это просто халтура, опирающаяся на хорошо организованный спрос.

Этот “Pinterest" просто во мне ищет покупателя. Ищет, абы где.

26 октября 2023 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://dzen.ru/a/ZTpxLIJFR13JLktM

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)