Попков. Некоторые картины. Художественный смысл.

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин

Попков. Некоторые картины.

Художественный смысл.

Идеал типа Высокого Возрождения – гармония низкого и высокого.

 

Бзик

Из-за одного экстравагантно себя ведущего комментатора я чуть было не впал в натяжку относительно художника Виктора Попкова. Он мне сумел внушить, что вот в этой картине

Попков. В выходные. 1958.

левую руку центрального лыжника должны б пересекать тени от двух деревьев, а пересекает только тень от одного.

От других его наседаний я отбился. Солнечное пятно в центре обширной тени на насыпи я объяснил ему тем, что это высокая кочка на в тени находящейся гладкой железнодорожной насыпи, - настолько высокая, что аж попала под солнечное освещение. Отсутствие тени от довольно густого паровозного дыма я объяснил ему тем, что та просто нам не видна, ибо находится глубже и заслонена от нас пригорком переднего плана. То же – с отсутствием уменьшенной по высоте – относительно вагонов – тенью от низкой и пустой платформы.

Потом-потом я сообразил, что и две (вместо одной) тени на руке тоже можно объяснить: просто эти тени слились в одну. Все ж тени расположены, в общем, веерообразно. Вот во исполнение этой веерообразности тени от тех двух деревьев и слились в одну.

Но вообще, Попков не утруждал себя придерживаться школьной перспективы. Размашисто писал. Для подчёркивания этой размашистости он перспективу везде поднарушил. Великоват лыжник, взбирающийся на железнодорожную насыпь. Больно уж хаотичны балки железнодорожного моста.

Но к слиянию двух теней деревьев я пришёл после провала поиска по другим картинам раннего Попкова подобного хулиганства с перспективой и сомнительностью с тенями и светом.

А что я хотел нагородить, если б нашёл? – Не постесняюсь и опишу.

Оптимизм этой картины безусловен. Дата – 1958 – год после начала Хрущёвым политики децентрализации управления хозяйством. Перешли от всесоюзного отраслевого управления (центрального) к территориальному, к совнархозам. Идея – великая: начать приближение к управлению хозяйством самих работающих в хозяйстве. К местному самоуправлению! К тому, что – смутно чуялось – и было настоящим социализмом. От которого, ради централизации, пришлось отказаться ещё в 1918 году из-за начавшейся гражданской войны (а потом была угроза новой войны, а потом – сама новая война, а потом – ядерная угроза). И только, мол, с обретением атомной бомбы можно стало вернуться к перспективе настоящего социализма, т.е. с отмирающим государством. Когда совсем отомрёт – настанет коммунизм. А пока, думалось, на местах виднее, как маневрировать. Из центра не так хорошо видно. Нарушения перспективы и игры сомнительностью теней и световых пятен я счёл образами недосмотров за хозяйством из центра. Не от ума придуманными образами, а невольно получившимися, от размашистости и оптимизма из-за добродушности поведения центра, делящегося своей властью с народом, - от идеи, не доходящей до сознания художника, а из-за подсознательного идеала настоящего социализма прорывающаяся в “текст” произведения.

И всё б совпадало! Странности натурокорёжения – от подсознательного идеала…

Да вот не было в других картинах именно такого (с тенями и светом) натурокорёжения. Оно было самое разнообразное, но не с тенями. Оно было в фантастических оттенках цвета всего окружающего.

В ярких обложках книжек на фоне общей слякоти и послевоенной бедности повсеместной. Я приблизительно тогда и стал интересоваться научно-популярной литературой, дешевейшими брошюрами серии “Библиотека солдата и матроса” и стал самостоятельно духовно расти.

Попков. Продают лимоны. 1950-е.

В кажущейся яркой голубизной серости неба между облаками.

Попков. На железной дороге. 1958.

В ослепительно голубой покраске какого-то сарая.

Попков. Москва. Морозное утро. 1959.

В неожиданно зелёном оттенке неба безоблачного зимнего дня.

Попков. Улица в Переславле-Залесском. 1961-1962.

В светозарности всего-всего.

Попков. Большой театр в строительных лесах. 1959.

Та же светозарность.

Попков. Новый дом готов. 1961.

А тут откровенно синий обрыв в тени.

Попков. На работу. 1961.

Или эта нарочитая декоративная скупость однотонных только что вылезших из почек листочков какого-то жалкого дерева, как-то выросшего в депо. И, как прозреваемая противоположность – сила чувств любви, какие пробудит весна.

Попков. Весна в депо. 1958.

Подсознательный идеал Попкова стал типа повторяющегося в веках Высокого Возрождения: гармония низкого и высокого. Эта железность паровоза и любовь. Эта мощь природы и любовь. Это грязное рабочее настоящее и лучезарное душевное будущее. Попков в глубине души поверил Хрущёву.

А потом что-то* провалилось. Но там уже другой Попков.

12 июля 2023 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://dzen.ru/a/ZK73jvU2XR0b2epz

* - А то и провалилось, что не с самого низа Хрущёв начал децентрализацию. Это был МОЛ настоящий социализм, а не просто настоящий. И вообще, из сегодня глядя, рано было отказываться от децентрализации при наличии органически неприемлющего даже и не то, чтоб любой социализм, а просто иную (российскую) цивилизацию Запада.

23.08.2024.

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)