С. Воложин.
Джороджоне. Мадонна с младенцем между Святым Франциском и Святым Никасиусом.
Владимирская икона Божией Матери.
Художественный смысл.
Гармония низкого с высоким и спасение души на том свете. |
О покойнице – хорошо. Об Ирине Антоновой
Плохо я написал, когда она была жива (см. тут). А сегодня смотрю “Временно доступен” на канале ЦТВ и диву даюсь:
"- От красоты – плакать. От искусства…
- А что последнее, что у вас вызывало слёзы?
- Знаете. Это, как правило, всё-таки не какие-то изделия сегодняшнего… Да? Вот я пришла в такой маленький город Кастельфранко. И там в одной из церквей висит картина “Мадонна”. С младенцем в окружении двух святых.
Джорджоне. Мадонна с младенцем между Святым Франциском и Святым Никасиусом. Ок. 1503-4.
Фрагмент.
Так она и называется “Мадонна Кастельфранко”. Я, войдя в эту церковь, я не знала, что она там вот именно. Я почему-то думала, что она в Академии художеств. А вот когда я её увидела, то, как говорится, слёзы потекли сами собой.
Это такой восторг, это такая мощь. Это такое излучение. И красоты и чувства, что невозможно себя сдержать. Это с ума можно сойти.
Я бы сказала, что вы не получаете готового ответа, готового продукта. Вы вот тут же сами начинаете завивать в своём сердце и в своей душе.
- Ловили ль вы себя хоть раз в жизни, в том или ином зале, в то или иное время, перед портретом или пейзажем, что вы не можете объяснить, почему это на вас так действует?
- Вы знаете что? Я думаю, что это не мистика, а я думаю, что это фактор, который просто ещё не разгадан наукой, наверное. Понимаете, конечно, художественное произведение, любое, будь то поэзия, стихи или там что-то… Откуда, как это сложилось? Да? На холмах Грузии лежит ночная мгла: Шумит Арагва предо мною, Мне грустно… Я не знаю, как это рождается. Так же в точности картина. Она аккумулирует. Аккумулирует душу, волю, сердце, видение, понимание, знание – всё на свете. Как это происходит? Что такое творчество? Да? Как это получается? Как формируется этот мир, да? реалий жизненных каких-то вот в эти поэтические, художественные произведения?
- Назовите любимое.
- Мне нельзя задавать такие вопросы.
- Почему?
- Потому что так не бывает – любимые картины. Я слишком погружена, понимаете? Я должна сказать: может, самое великое произведение. Может быть. Да? Вот я так думаю. Это Владимирская Богоматерь.
Владимирская икона Божией Матери. XII в. Фрагмент.
Вот этого я понять просто не могу. В ней есть такая просто заражающая сила, да? Я сейчас вам просто скажу – я человек не религиозный. Но это произведение искусства. Это произведение творческое, понимаете? Вот. И вот это излучение. Такого мощного излучения ещё я никогда не испытывала, вот, как от Владимирской Богоматери” (https://www.ontvtime.ru/index.php?option=com_content&task=view_record&id=1657&start_record=2022-02-14-11-40).
Я в прошлом угадал, что Антонова “Психологию искусства” Выготского не читала. Ей бы стало понятно про произведение и "как рождается”, и как "действует”.
Про второе (сотворчество) описал Выготский, а первое получается от зеркального подхода к творчеству относительно сотворчества. Это подсознательные явления, не данные в сознании. Разве что как ЧТО-ТО, словами невыразимое, или выраженное образно – излучение, как Антоновой на язык подвернулось. Какое угодно неожиданное слово годится для описания озарения (у восприемника) и вдохновения (у автора).
Повторю для случаев с восприемником (много раз об открытии Выготского писал), используя конкретику приведённых выше репродукций.
1-я.
Лицо совершенно конкретной итальянской простушки → переживание обычности, низкого, грубо говоря, будущих невзгод, каких женщина ожидает для своей семьи. Раз.
Два. Лицо Богоматери, предвидящей смерть Сына из-за необычных обстоятельств его рождения → воспарение религиозного чувства.
Раз и два сталкиваются в душе зрителя, и рождается возвышение чувств, неосознаваемое, только слёзы льются. Потому что это тобой, зрителем, рождённое возвышение. (Не важно содержание. А оно – при таких “раз” и “два” – будучи осознано, есть переживание гармонии низкого и высокого; и даётся только учёным. Когда это знание станет всеобщим, тонкость переживания будет утрачена. Антонова вообще зря взялась акцентировать силу переживания. Нужно было – тонкость.)
2-я.
Лицо совершенно ненатурального оттенка, землистое → переживание чего-то потустороннего, сверхмёртвого, страшного. Раз.
А ведь вокруг лица-то не такие, а телесного цвета, даже и у трупа, о чём намекает чуть розовый оттенок → как хороша посюстороння жизнь, даже и с трупом. Два.
Раз и два сталкиваются в душе зрителя, и рождается возвышение чувств: там, на том свете, есть спасение как не смерть и не жизнь. (Для неверующего такое непосредственное переживание есть новость. Знать – этого мало было. Самому пережить – другое дело. Тот же эффект с новопосвящёнными в христианство. Во всех остальных случаях – это прикладное искусство, усиление, в общем-то, знаемого.)
.
И я замечаю, что пришёл к парадоксальному выводу, перекликающемуся с так называемым “большим временем” жизни произведения искусства по Бахтину, которого я за эту концепцию считал своим врагом. Каждое время, мол, по-разному воспринимает произведение неприкладного искусства. Тогда как надо – при высоком развитии культуры – чтоб каждое такое произведение воспринималось (путём вживания), как современником автора, имеющим тонкий вкус.
Или мне показалось, что я себе изменил? Вжиться значит вжиться, а не не суметь вжиться. Антонова продемонстрировала, как она могла вжиться в новообращённого христианина.
14 февраля 2022 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |