С. Воложин
Пименов. Картины.
Художественный смысл.
Хвала абы какой жизни. |
Пименов импрессионист, мол
Сухо. Формулой идеостиля “импрессионизм” является хвала абы какой жизни. – Подставляем элементы картин Пименова в эту формулу.
Я нарочно не использую технологию “галерея”. Ею можно легко спрятать тот факт, что нечего сказать о конкретной картине.
Я нарочно также использую понятие “формула идеостиля”: оно не общепринято в науке об искусстве, мысль о нём я взял из статьи Якимовича “Барокко и духовная культура XVII века” в его обращении:
"… к глубинному уровню иделогии… в стилистическом, общеэстетическом, историко-культурном… смысле”.
Итак.
Пименов. Бегом через улицу. 1963. Холст, масло.
Тут абы какая жизнь – визуальная хрупкость девушек в этом мире патриархата, их малозначительность в этом мире. А хвала – открытый цвет их платьев.
Пименов. Мокрые плакаты. 1973. Холст, масло.
Существование некоторых вещей можно уподобить жизни маленьких людишек, какими вокруг является большинство. Например, плакаты. Хвала их “жизни” - это их яркость. А “абы какая жизнь” – необходимость мокнуть под дождём.
Пименов. Зимнее утро. Холст, масло.
Хвала – это замечательная фигура женщины. А абы какая жизнь - бедность, раз у неё такая табуретка. Жаль, я не помню, в каком году из быта нашей семьи исчезла точно такая деревенская табуретка.
Пименов. У примерочной. 1960. Холст, масло.
Абы какая жизнь это даже не необходимость одеваться не в индпошив (итальянки, например, были недовольны планом Маршалла, заставившим послевоенную Западную Европу покупать американский ширпотреб). Плохо, что грубовата расцветка платьев. Отрыжка массовой культуры. А хвала тут дана яркостью красок.
Пименов. Движущаяся граница города. 1961. Холст, масло.
Тут абы какая жизнь – это установка на будущее, а пока-де – потерпим с неудобствами. Так когда-то строили, не комплексно – сдавали дома без обустройства территории. Пипл схавает. А хвала – опять открытые цвета там и сям.
Можно возразить, что страна бедна из-за гонки вооружений, навязанной ей извне. Но этого нет в “тексте” картины. Пименов не витает в эмпиреях, может, с горя, что он бы был исключением, если б витал. Вот он опустился и тут, внизу, насмехается над мещанским счастьем совков.
Пименов. Облака. 1949. Дерево, масло.
Хвала – синевой неба и счастливыми позами лежащих, а абы какая жизнь – жизнь колхозника с точки зрения художника (он ведь не зря изобразил колхозниц счастливыми – дистанцировался от них). Ибо всё нацелено в 1949 году на восстановление разрушенного войной хозяйства, на материальное, а не на гармоничное.
Вообще – надоело. Как самому Пименову не надоедало? Видно же, что левой рукой рисовал. Душа его была где-то далеко.
Он был в отчаянии в последней глубине души оттого, что не видно было после войны движения страны к коммунизму. Началось это у него давно, еще от поражения коммунистической революции в Германии 1923 года, из-за чего он пришёл к экспрессионизму, стилю ужасно деформирующему натуру от ужаса, что в какое-то бесконечное сверхбудущее удалилась перспектива наступления коммунизма на планете.
Пименов. Лыжники. 1925. Холст, масло.
Теннис. 1926. Холст, масло.
В спорте, мол, дорога ухода от гармонически развитого человека, ибо духовное испаряется*.
Причём такое умонастроение у него было в подсознании. Ибо в сознании мерещилось что-то самообманно-прогрессивное и экономное в духе бедности страны, идущей к социализму:
"…передача реальной убедительности явления при минимальном использовании выразительных средств… моментальное схватывание в вещи ее существенных признаков при опускании деталей… динамичность и острота” (https://sias.ru/upload/iblock/363/sbornik-nauchnaya-vesna_10-razvorotami-_1_.pdf).
21 июля 2023 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
https://dzen.ru/a/ZLqbloo7fycmqrfO
*
- А вот некоторые (теоретики искусства 20-х годов) логично считали иначе: “С величайшим вниманием “Вещь” [журнал] за взаимоотношениями между новым искусством и современностью во всех её многоликих проявлениях (наука, политика, техника, быт и пр. [значит и спорт, ибо он тоже новое явление в мире]). Мы видим, что на развитии мастерства последних лет оказали крупное влияние, лежащие вне так называемого “чистого искусства” [нереалистического, натурокорёжащего: нам враждебны непосредственные пережитки вчерашнего промежуточного дня, как то символизм, импрессионизм и пр.]. "Вещь” будет изучать примеры индустрии, новые изобретения, разговорный и газетный язык, СПОРТИВНЫЕ ЖЕСТЫ" (Журнал “Вещь”. https://www.togdazine.ru/article/1263).Например, выпяченный живот правого лыжника, полуприсед левого, движение задом наперёд левой теннисистки…
- Так это как раз от ума, а не от естественности. От мнения, что раз наука в лице Маркса открыла, что базис управляет надстройкой, т.е. действует неосознаваемо для субъектов, то после этого открытия жизнь субъектов можно строить, созидать самим субъектам, но не как мещанам, а как общественникам от ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ.
31.07.2023.
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |