С. Воложин
Пименов. Ожидание.
Художественный смысл.
Хвала абы какой жизни. |
Притянуть, что ли, политическую ноту?..
С художником Пименовым у меня было всё в порядке. Я видел в нём импрессиониста. Для себя я выработал догму, что идеостили имеют формулу – что они выражают. Импрессионизм у меня формулу имел такую: хвала абы какой жизни. Для момента своего возникновения – XIX век – формула имела политическую окраску: капитализм и сохранял свою ужасность для бедных, и они были безнадёжны для революционного изменения своего положения, так им только и оставалось, что радоваться мизеру жизни, какая им досталась. У Пименова эта политическая окраска тоже сохранялась потому, что ему не нравился слишком материальный уклон того лжесоциализма, который называли социализмом. Утрата коммунистической перспективы (приведшая и фактически через годы и годы к реставрации капитализма). И оставалось-де лишь хвалить абы какую (безыдеальную) жизнь. И картина за картиной укладывались в такую интерпретацию.
А такая
Пименов. Ожидание. 1959.
не укладывается.
Нет, здесь воспевается, как обычно, тоже абы какая жизнь. Погода – дрянь, личные отношения с тем-то – тоже дрянь. Но… “Какой смак всё же, что жизнь со мной всё же случилась, я ж мог и вообще не родиться, живчиков-конкурентов у меня ж в момент зачатия было полно”, - как бы говорит лирический герой картины.
Так вот я не могу ей придумать политической ноты без натяжки.
Натяжка такая.
Плохо было с телефонизацией населения в СССР. Предмет роскоши. Сколько у меня в молодости было неудобств из-за отсутствия домашнего телефона у меня и у девушек, с которыми я знакомился… – Вот как было в стране:
И вот некто аж имеет домашний телефон. И перед нами явно какой-то пик личной жизни. Ну не общественной же?
Я вспомнил, как я восстал против приписок…
Меня, молодого специалиста, колоссально повысили – назначили начальником ОТК (отдела технического контроля) крупнейшего в городе завода. И через месяц кончалось полугодие, и надо было слать отчёт о выполнении полугодового плана наверх. И нужна была моя подпись. А я не давал, потому что продукция не была ещё сдана. Если я не подпишу – сотни людей не получат премию, к которой уже привыкли. – Я страдал. Что делать? И придумал сказаться больным, не пошёл на работу. А телефона домашнего у меня не было. Так делегация начальников цехов пришла ко мне домой…
Так вот помыслить, что на картине изображена такая ситуация с имевшим домашний телефон человеком, никто не мог. А вот что тут разыгрывается личная драма – запросто. И в этом тихий ужас для человека с политическим темпераментом (с каковым, можно думать, был Пименов): абы какая жизнь наступила в СССР – личное стало выше общественного, страна потеряла перспективу. Через 2 года Хрущёв объявит, что к 1980 году советские люди будут жить при коммунизме. И все смеялись над этим в неофициальной обстановке.
Ну а роскошная живопись дождя и сырости – это хвала такой вот абы какой жизни.
.
Как я напоролся на эту репродукцию.
Есть на платформе Яндекс Дзен канал “Живопись” Ляли Городной. Она и устроила видео из смотрения на эту репродукцию. Сперва на фоне репродукции снизу вверх плывёт надпись: “Канал Дзен Живопись”. Потом добавляется изображение значка “лайк”. Потом как бы перевёртывается лист, репродукция остаётся та же, и снизу вверх ползёт надпись: “Художник Пименов Ю. И., “Ожидание. Натюрморт, телефон на столе””. Потом объектив приближается к репродукции. Впечатление, что это уже не репродукция, а действительность, и вы подходите к окну ближе смотреть на дождь за окном. В кадре только шнур. И включается звук. Словно вы звоните по телефону. Набираете номер на диске с числами. Слышен характерный треск. Цифр набирается 8 (что не соответствует времени создания картины и для Москвы). Во время набора объектив движется сперва снизу вверх, потом вправо и становится видно, что трубка снята, что и соответствует моменту набора номера. Будто это вы набираете. Объектив начинает двигаться влево. И слышны звуки вызова, если Там трубка лежит на телефоне. Но в кадре появляется лежащая на столе ваша трубка. – Не важно. Там трубку сняли и вам слышно голосом Высоцкого из песни “07”: “Ну здравствуй! Это я!”
Смысл затеи такой.
Народ – туп. Ему свойственно наивно-реалистическое восприятие, то есть отношение как к живому. Так девочки влюбляются в Андрея Болконского. Надо – во имя большой посещаемости – такому наивно-реалистическому потакать. Вот Лёля и устроила оживляж.
Анекдот, что подключение голоса Высоцкого из песни “07” тоже политизирует (см. тут). Но не думаю, что Лёля этого хотела.
Безобразие, конечно, так, без анализа и синтеза, привлекать зрителей к такому сложному художнику, как Пименов. Но. Чего не сделаешь ради денег…
16 августа 2022 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
https://dzen.ru/a/YvuCRzg-5mC83baO
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |