С. Воложин
Пикалова. Прекрасный день для чтения стихов
Прикладной смысл
Декадентство. |
Далековатые предметы
Я поступлю, как Юлия Пикалова, и не покажу, как я дошёл до ассоциации её стихотворения “Прекрасный день для чтения стихов” с отрывком из одного моего текста:
"Только издали, из Италии, и мог Гоголь оставаться в преднетерпении по отношению к своей невидной родине.
А вблизи она, видно, сильно его огорчала. Очень уж нехороша. Очень уж любима”.
Надо, наверно, процитировать и само стихотворение, хоть оно и большое, а я ещё не знаю, смогу ли я перевесить цитирование своим текстом.
Прекрасный день для чтения стихов. Холодный дождь над озером холодным. Рыбачьих лодок нет, и даже чайки Попрятались. От изобилья влаги Узоры проступают на стене Соседней виллы: влага выдаёт, Где раньше были окна – кроме тех, Что ставнями давно закрыты, ибо Их некому распахивать давно; Сквозь тёмные квадраты бывших окон Угадываешь пустоту внутри. Здесь проходили римские солдаты, Вот этим самым берегом, который Лежит передо мной в тумане тусклом, И силюсь я представить, как ночами Черны бывали эти берега. Лишь точки одинокие костров Пытались мглу вселенскую рассеять, Пока цивилизации благб Ещё не вкрались в этот край, как рифмы, А ночи фонарями озарив, мы Спугнули их. День кончен. Дождь утих. И фонари зажглись гирляндой длинной, Роняя свет и упадая в стих, И бьются мотыли, как хлопья снега, В лучах, их крылья влагой тяжелы, И пахнет неопознанной бедой: Её провидишь, а ответить нечем. И стоя над темнеющей водой, Я обнимаю собственные плечи. |
Озеро – Комо. В Италии. В стране, где так или сяк, но помнят свою историю и не стесняются её, как в России (некоторые). И в том – беда. Которую провидишь, а ответить нечем. Кроме как удрать из неё.
Италия, может, больше других походит на традиционалистскую Россию при всём наступлении и на неё, как на других, цивилизации – рифм (рифмы появились в средневековье), - цивилизации, которая совсем не "блага`”, ибо человечество погибнет от перепотребления. Вон – след традиционализма: здесь мыслимо в фонарях мысленным взором увидеть костры римских воинов, идущих завоевать Галлию. Здесь сами заложенные окна обнаруживают себя под дождём. Всё почему? Потому что тут цивилизации больше двух тысяч лет. А Россия моложе. Оттого рвутся в ней (некоторые) догнать и перегнать. И нет, получается, и ей спасения от смерти из-за цивилизации, при всём её традиционализме (у ненекоторых).
И – в последних четырёх строках, вон, рифмы уже прорываются. Конец неминуем. Как для обожжённых горячим стеклом фонарей бабочек.
Но, в отличие от Гоголя, сверхисторического оптимиста (так нерелигиозно можно назвать тип христианского идеала), Пикалова более успокоена, ибо она декадент. Она приняла Зло как неминуемое. И – спокойна.
Я, правда, не могу тогда объяснить, почему ей не жить в России. Смерть-то будет всеобщая. Какая разница, где её встречать? – Ну… Не могу так не могу. – Может в том моя немощь исследователя.
Но пока, в первом приближении, я всё равно должен определить, есть ли тут та странность, какая позволит мне сказать, что автор движим подсознательным идеалом и потому – художник.
Я такой странности не вижу. Стихи просто нарочито остранены, чтоб просто и сразу нельзя было понять, что тут к чему. Это, может, сделано даже автоматически, так как, в общем-то, ясно, что художественность обязательно предполагает какую-то непонятность. Об этом поэты не признаются (а один мой товарищ, здоровенный профан в искусстве, но очень умный и прямодушный человек, так мне с сарказмом и заявил: “не понятно, значит художественно, да?”). Так вот я и мол-непонятному в художественности отказываю.
Это соотносится с тем, что я подвёл стихотворение под декадентство. Его нет в перечне тех естественных, ибо подсознательны они, идеалов, которыми художники, как сомнамбулы, вдохновляются. Тех, очень грубо говоря, всего четыре типа идеалов, исторически превращающихся один в другой по кругу с полюсами (очень общо) “коллективизм” и “индивидуализм”: индивидуализм → гармония индивидуализма с коллективизмом → коллективизм → гармония коллективизма с индивидуализмом → индивидуализм. (Сравните со знаменитыми идеостилями: Раннее Возрождение → Высокое Возрождение → Позднее Возрождение → барокко → голландские старые мастера.) Это соответствует и коллизии, при которой возникли (синхронно) человек и искусство: столкновение коллективизма (под внушением отдать дитё на съедение стаду) с индивидуализмом (не отдать). При этом смерти от стресса не наступает из-за высоколобости внушаемых мутантов, куда противоречие разряжается третьей деятельностью, разрешённой, созданием экстраординарного, т.е. искусства. Оно способно ввести в ступор внушателя. Дитё спасено. Человек – возник (вторая сигнальная система – преодолевающая внушение, первую сигнальную систему). Искусство тоже возникло: и прикладное (дитё спасено), и неприкладное (выражено подсознательное переживание, что МЫ – люди). Естественно. Всё же, что будет рождено от сознания – противоестественно. Идея декадентства, приятия Зла – тоже.
Надо бы проверить вывод…
Яснозренно
Гуси-лебеди, берега, городков ночные гирлянды “убегай, ― зовут, ― убегай: концы в воду, да без оглядки!” Если рай, то ― ЭТИ края: что за озеро, что за горы предстают предо мной!.. А я ― яснозренно ― Вас, ясновзорый. |
Ну, для начала проверим, летят ли перелётные птицы через западные Альпы, где озеро Комо?
Летят.
Теперь поехали анализировать.
Что-то говорит лирическому “я” стихотворения, что надо бежать из этого края "да без оглядки!”. Такое тут Зло. Но, тут есть предмет притяжения "ясновзорый”, не допускающий обращения к себя на ты. – Зло же? – Ну и пусть.
Если закрыть глаза на ценность красоты и любви (любовь зла – полюбишь и козла), то проверка удалась.
Впрочем, я претендую всего лишь на ранг словесного намёка на истину. Считаю его более ценным, чем то, что сделал знаменитый Михаил Казиник, числящийся просветителем (см. тут).
15 января 2021 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |