С. Воложин
ПГ. Слава России
Малохудожественный смысл
Обманывают массы насчёт того, что тут искусство. |
Не могу молчать!
Количество углекислоты в атмосфере прошло "точку невозврата". |
Читаю заголовок “Представители современного искусства и общественники выступают за оправдание Андрея Ерофеева и Юрия Самодурова”. Возмущён. Тем, что представители современного искусства (общественники – Бог с ними – они, может, и не имеют отношения к искусству) не на высоте. А “Среди экспонатов были изображения <…> российского генерала, насилующего солдата рядом с надписью "Слава России!"” (http://www.lawyersnet.ru/index.php?page=itrec_1&id=3255).
Это наиболее задевающий меня, атеиста, экспонат. Им и ограничусь. Смотрите тут. Кого оскорбляет фотография полового акта, можете не смотреть. Я её скопирую к себе на сайт на случай, если она будет удалена из других мест интернета.
Точнее, это не фотография, а постер, “броское, как правило, крупноформатное, изображение, сопровожденное кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях” (ttp://dic.academic.ru/). Тут – агитационная. Довести зрителя до осознания: ты – из-за бездействия твоего лично - попустительствуешь дедовщине, которой сплошь и рядом попустительствуют, в итоге, высшие командиры российской армии. Короче: “Действуй!” - “Как?!” - “Выходи вместе с другими посетителями выставки демонстрацией протеста, как когда-то, например, в революционной Турции выходили с просмотра “Ревизора” Гоголя. Не бойся! Вас будет много. Все, кто на выставку пришёл. Революция не станет сегодня, зато она станет завтра, послезавтра. Начинай!” - “Надоели революции”. – “Ну так твоего сына будут и дальше избивать деды. Раб!”.
Вот описание её возмущённым зрителем: “Группа "ПГ". "Из серии "Слава России". 2006 г. Бумага, печать <…> Строй солдат с офицером впереди. На переднем плане российский солдат в шапке и гимнастерке, но без брюк и трусов стоит, наклонившись раком. Сзади его стоя "имеет" российский генерал в фуражке, кителе с погонами, и со спущенными генеральскими штанами. Руками схватив солдата за ремень. Внизу тот же лозунг СЛАВА РОССИИ” (http://halfaman.livejournal.com/190665.html).
Теперь соотнесём её с признанными формальными элементами фотокачества для вещи в драматическом ключе (http://photo-element.ru/analysis/methods.html).
“Создание неравновесной, асимметричной композиции, приводящей к ощущению “опрокидывания””. – Не создано. Сделана наоборот: “Равновесная композиция”. Тёмная нерасчленённая масса слева вверху уравновешена большей, но расчленённой чернотой в центре и справа внизу.
“Использование необычных ракурсов и наклонов, необычной ориентации объекта на визуальном поле”. – Не создано. Все стоят ровно, устойчиво. Даже наклонившийся солдат. Даже генерал – всего лишь “вольно”, не выпрямив ноги в коленях. И по стойке “смирно” стоит поодаль неполный взвод. Сделано, как для вещей в позитивном ключе: “Центральное расположение сюжетно-важной части изображения”. Всё, мол, в порядке, мама и папа.
“Преимущественная фотосъёмка движения в кадре, “мира событий”, а не “мира вещей”… Передача движения в кадре с помощью нерезкости очертаний”. – Не создано. Наоборот, выполнена рекомендация для вещей в позитивном ключе: “Преимущественная фотосъёмка статичных ситуаций без движения в кадре”. Хоть, казалось бы, снимается половой акт, действие очень энергичное. – Нет. Эта пара явно просто позирует. Используется совет для усиления эффекта “фотографичности”: “Использование изобразительных деталей, подчёркивающих фотографическое происхождение изображения”. Шутим, товарищи мои на гражданке. Всё хорошо.
Ну а другие советы для драматизирования: “Выход очертаний основных элементов композиции за границу кадра. Мало “воздуха” в кадре - ощущение “сдавленности” композиции, напряжённости сюжета.
Использование вогнутых очертаний основного объекта композиции создаёт эффект “агрессивности” фона.
Искажение реальных очертаний объектов, например, с помощью съёмки короткофокусными объективами.
Искажение относительного масштаба объектов в сторону усиления драматичности ситуации”. – Нет, ничего этого не надо. Смеёмся же над зрителем, мы, сверхчеловеки, а не солидарны с ним, бедным.
Противоречие катастрофического содержания благостной форме уже дали, хватит.
А чтоб всё же и формой вернуть в “Искусственное создание напряжённости сюжета”, включить “зрителя в процесс сопереживания и сочувствия”, выполнен совет: “Сочетание в одном кадре нескольких планов с различной стилистикой”. Для людей – “Преобладание мягких яркостных переходов”. Для снега и дали – никаких тональных переходов.
Ну и “создание фотографий с большим градиентом яркости”. Абсолютно белый снег и очень насыщенная чернота обмундирования. А также “использование монохромной фотографии”.
И всё ж - заурядно. Не зря процитировано из шаблонных советов. Привлечение незаурядного советчика, Арнхейма, лишь обнаруживает ремесленничество следования шаблону:
“Корыстное стремление фотохудожника заранее прогнозировать реакцию зрителя (с помощью изложенных выше приёмов) хотя и приносит ему общественное признание и успех, но естественно, уменьшает достоверность его творений как продукта самовыражения”.
Корысть – в осознании отсутствия революционной ситуации, в которой только и возможно спровоцировать зрителей на акцию. Следовательно, корысть – на реагирование начальства и на резонанс на Западе: отсутствует, мол, свобода в России.
Хорошо, отсутствует. Но, “представители современного искусства”, ваше-то дело защищать от посягательств начальства всё-таки произведения искусства или ремесленничества? Зачем путать Божий дар с яичницей? Пропиариться? Свою корысть схлопотать? Большую, чем 350 тысяч рублей, присуждённых судом за “действие, направленное на возбуждение ненависти и вражды”. Действие, состоящее в организации выставки с провокационным самим названием “Запретное искусство” (запретный же плод сладок).
Бог с ним – с названием. Но обман же – не искусство там, а околоискуство.
Хорошее мерило искусства дал Мазель:
“…многие сочинения, безусловно претендующие по своему жанру на художественное значение, в действительности его не имеют, так как не содержат творческих находок. Формально такие сочинения причисляются к созданиям искусства, по существу же ими не являются” (http://literra.websib.ru/volsky/text_article.htm?137).
Потому что нет художественного открытия.
А в чём открытие?
“…обнаружение художественного открытия (или открытий) непременно связывается и с идеей, и с формой произведения” (там же).
Что: разве нова идея, дескать, постсоветские россияне в большинстве склонны к патернализму, а не к свободе? – Стара. А неновизна формальная была продемонстрирована выше.
Новизна, что половой акт сымитирован, да ещё анальный, да ещё в визуальной вещи?- Так, может, хорошо, что это в России не пропагандируемая новизна. А то среди всех угроз человечеству от материального перепотребления фигурирует и вырождение. Вон, уже даже в католических странах однополые браки узаконены, не только в протестантских. И если под водительством Запада (под флагом прогресса) человечество мчится к своей гибели, то стоит ли Западу уподобляться?
Красный-то фон подписи не случаен. Тут не только ёрничанье над русскостью, для которой однокоренные слова - красный и красивый. “Красиво – анальный акт, пассивные россияне. А? Слабы, рабы?” - Тут красный цвет ассоциируется и с СССР, претендовавшим совсем недавно на лидерство в мире. “Слабы, совки, насчёт прогресса?”
А прогресс, повторяю, – смертелен.
Не нужна ТАКАЯ новизна для искусства и Западу. Хоть это и неэстетическое возражение.
Можно было б его не применять, если б была возможность каждому зрителю объяснить, куда его влечёт пусть даже и ремесленное изделие, малохудожественное – к смерти человечества. И тогда плевать на бунтарский дух. Но до всех же не дойдешь, даже и существуй такие критики. Поэтому деятельность организатора ТАКОЙ выставки особенно вредна. И деятельность СМИ, оправдывающих организаторов, - тоже.
Так почему б к ним не придраться, что они обманывают массы насчёт того, что тут искусство.
Может возразить кто-то, что надо было проанализировать на предмет ремесленничества весь цикл “Слава России”. На это у меня стандартный ответ. Чтоб понять вкус моря, достаточно выпить его каплю*. То же, поверьте, – и с массой других экспонатов.
12 июля 2010 г.
Натания. Израиль.
*
- Мне позвонил друг и сказал, что я его разочаровал. Что от смотрения всей серии количество негатива превращается в качество. И нищета в России, и эти дурные деньги развращают всех и вся, и эта проституция – ну всё, ну всё, ну так там плохо, что как ни гадки постеры, но к ним надо отнестись как-то иначе, чем отнёсся я со своим отлучением их от искусства.И я занервничал. Тем более, что искусствоведческая экспертиза была поручена человеку, которому обвиняемые пытались дать отвод за некомпетентность. А потом ещё обнаружилось для меня, что аж Михаил Алленов приложил руку к этому отводу.
Жаль только, что осуждённые почему-то не публикуют ни слова Алленова о ней.
Наверно, не хотел тот пачкаться, говорить о произведениях…
А искусствоведческой экспертизе обвинения запросто было оказаться некомпетентной, учитывая, что перед нею ж модернизм:
“Искусство возможного должно начать с того, что кажется невозможным: изображать запретные и табуизированные мотивы при помощи форм и носителей формы, которые считаются духовными отбросами. Это придаст такому искусству среди покоящегося в своих мнимых свободах общества действительно революционный характер” (Никель Грюнштейн).
Я, - да простят мне люди, - закрою глаза, что Грюнштейн слово “искусство” применяет 2 раза в своём метком высказывании. В самом деле, категорию ж ОКОЛОИСКУССТВО, кроме меня никто не использует. А я повторю ещё и ещё раз. Надо вводить эту категорию. Как похвальную. Строить музеи околоискусства. И пусть кипят интриги, кому туда попасть, кому нет. Категория “искусство” от этого только выиграет.
“Слава России” в околоискусство тогда бесспорно попадёт за скандальность. Сделана-то в расчёте на скандал. Скандал и вышел.
Что такое искусство по усечённому определению Атанаса Натева? Это непосредственное и непринуждённое испытание сокровенного мироотношения человека. НЕПРИНУЖДЁННОЕ. А “Слава России” - непосредственная и принуждающая. Как жизнь, а не как искусство, непосредственное и непринужденное. Принуждает к скандалу. Это выход в жизнь. Следовательно, не искусство.
А как же с упомянутым “Ревизором” Гоголя? – Гоголь когда его написал? В 1836 году. В николаевскую реакцию. Гражданская раздражимость людей была подавлена 5-ю повешенными и десятками сосланных в Сибирь декабристов. Как ныне - “кровавый путинский режим”. Манифестацию в такой обстановке выставка не способна вызвать. Это вам не революция, что в Турции была в своё время. А без революционной обстановки, но всё-таки при наличии протестных кризисных настроений, скандал – гарантирован. Именно от околоискусства.
Другое дело, что принятый мною масштаб преуменьшает скандал. И обиженные властью обижены теперь и мною. Матери и отцы тех сыновей, которых бьют в армии, тех дочерей, которые пошли в проститутки. Я, получается, заодно с властью, поддерживающей этот ад. – Да! Таков парадокс. Когда табун мчится по плато в пропасть, единственный способ спасти его - это возглавить и незаметно сменить курс. Что и делает “кровавый путинский режим”, по-моему. Да и не только по-моему, если верен тот высокий рейтинг доверия к этому режиму – 66% на сегодняшнее число.
И если прав Крашенинников, “что без борьбы экстремизм и коррупция нас сожрут, и от государства и общества ничего не останется” (
http://ural.rian.ru/incidents/20090429/81687806.html), то пусть будет и суд по понятиям над экстремистами в культуре. России всё равно не по пути с Западом, хоть и надо с ним “дружить”, чтоб не съел, пока слаба, задолго до того как в полную силу жара охватит планету и начнётся всеобщая гибель.Надо только не лицемерить насчёт своего исторического пути. Нет общечеловеческих ценностей. Если и нужен России прогресс, то пока-прогресс. Чтоб стать во главе человечества и повести его в застой и спасти всех, а не дать умереть тем, кому воды и хлеба скоро не хватит от жары. Общечеловеческая ценность появится только тогда, и она будет тогда российская.
А до тех пор – не права назначенный следователем эксперт Энеева, исходящая из того, что общечеловеческие ценности есть: “Внутренние законы развития искусства <…> сами по себе <…> не могут привести к “необходимости” разрушения общечеловеческих ценностей” (http://www.aerofeev.ru/content/view/221/156/). – Так как раз наоборот. Диалектический закон смены тезиса антитезой, привёл к крушению ценностей римских оргий и к замене их ценностью воздержания, вплоть до презрения к бренной жизни, которая есть, мол, ничто по сравнению с жизнью потусторонней, загробной жизнью души. А эти ценности в Возрождение опять были низринуты. И ни те, ни противоположные не охватывали всё человечество. Не были общечеловеческими. И боролись друг с другом. С помощью искусства, в частности. И околоискусством тоже. И огнём, и мечом. Всем наличным. И Россия вскоре будет призвана всеми средствами внедрять в мир ценности своего менталитета – недостижительности. И как ей отнестись к остальным? – Уничтожить их? Может, не без того. Как не без того было и до того. И тогда опять не права Энеева: “Искусство есть по определению область человеческой деятельности по культивированию духовных ценностей, связанных с понятием прекрасного, а не по разрушению их <…> Никакие ссылки на “карнавальную культуру” <…> не помогут”. Чем же была “карнавальная культура” как не подрывом христианской в средние века?! - Вот и подорвала. Вот и наступило Возрождение.
Ох, есть, есть за что критиковать Михаилу Алленову Энееву!
Осуждаемым же ныне культуртрегерам “Запретного искусства” нужно подорвать остатки того, что ещё спасает Россию от растворения в Западе. Для того ещё и советских времён произведения были привлечены на выставку. Подрывные ж. А СССР же это был не Запад. Значит, и сейчас годится. А вовсе не потому это, почему пишет Энеева.
Все экспонаты направлены против попустительства народа. В СССР ли, в России ли. Попустительства навязываемой властью лживой идеологии, будь то якобы справедливая коммунистическая, или якобы смиренная православная. Об этом Энеева помалкивает.
Но попустительство-то народа и тогда, и сейчас, оно как раз непрозападное… Чем и хорошо.
17 июля 2010 г.
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |