Учида и др. Пейзажи. Художественный смысл.

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин

Учида и др. Пейзажи.

Художественный смысл.

Хвала абы какой жизни.

 

Хвала абы какой жизни

Я тонул. Это было в году 1949-м. Мне было 11. В Каунасе. В луже почти.

Есть в Каунасе, можно сказать, почти в центре города полуостров. Формой как Камчатка, только вытянутее. Река – Неман. Он вытянут около и вдоль берега, ближнего к центру. В 1949 году это была совершенно заброшенная территория. Бугры и ямы, поросшие травой и кустами. Дальняя от центра сторона изобиловала маленькими песчаными пляжами. Но мы, пацаны, боялись там купаться и купались в заполненных дождём ямах. Пацаны плавали лучше меня. Я мог только по-собачьи и метра два-три. Поэтому они, переплыв на другую сторону ямы и увидев, что я поплыл за ними, крикнули мне со смехом, что тут глубоко, и я утону. Я не поверил, что глубоко и хотел стать на ноги. – Дна не было. Я ушёл с головой под воду. И испугался. Потерял ориентировку, где верх, где низ, и стал беспорядочно барахтаться, не умея выставить рот над поверхностью воды. Пацаны меня пытались вытащить, рассказывали потом, но тщетно – я сильно барахтался. Я уже стал “дышать” водой. Наконец, я понял, что этак я утону. Взял себя в руки. Перестал двигаться. Опустился на дно. Посмотрел вверх. Там мутно серело солнце. Я присел и изо всех сил оттолкнулся от дна. Вылетел над поверхностью по пояс. Но вдохнуть не мог – лёгкие были полны водой. И я скрылся опять под водой. И не было б меня с той минуты, если б один мужчина не вошёл в эту лужу, не схватил меня за руку и не выдернул на берег.

Но какая красота была эта убогая природа, когда я выскочил по пояс над водой! Небо – ярко-голубое! Земля – ярко-зелёная! Безумная красота. И её я должен был лишиться, - так, мне кажется, я успел подумать.

И мне теперь мыслится, что это ж – удовлетворяет формуле идеостиля импрессионизма: хвала абы какой жизни.

Как я прощался с жизнью, ощущая её, убогую, прекрасной, так Моне, голодающий, писал так, что его картины не продавались, так как казались мазнёй и про ерунду.

А вот – наоборот. Передвижники (Перов – полюс)… Даже плач о несчастном народе, освобождённом от крепостного права без земли и попавшем в кабалу, предполагал, что богатые, поглядев такие картины, посочувствуют бедным и изменят политику относительно них. И – итоговый оптимизм выражался образом так называемого ""скульптурного” объема” (https://академия-строганова.рф/uploads/catalogfiles/482_popov_text_dissertacia.pdf).

Импрессионисты же такой надежды уже не имели и могли рассчитывать только на резервы своего духа, образом чего стало, так сказать, ""живописное” видение… Нечеткость и расплывчатость изображенного, приводящие к уплощению пространства, к уменьшению иллюзорной глубины третьего измерения” (Там же).

Цветущий и пахнущий – если издали смотреть ("Данные, основанные на доходах, опубликованные в 2016 году Министерством труда и пенсий (DWP), показывают, что с учетом расходов на жилье число людей, живущих в Великобритании в относительной бедности, составляет 13,44 млн человек (21% населения)" Википедия) – капитализм навсегда утвердил в качестве приспособления к себе этот импрессионизм. И его защитники в порядке пробы перетащить лично меня, страстного врага капитализма, на свою сторону стали засыпать меня репродукциями в этом стиле.

Их авторов, названия и год создания подчас невозможно найти…

А импрессионизм мне как-то стихийно очень нравится. Вот я и решил пойти у врагов на поводу и перепечатывать их посылки. Идейно они всё равно меня не перешибут.

Но я не зря применил выше термин идеостиль, а не стиль. Стиль импрессионизм ограничивает, как именно стиль, понятием (“Нечеткость и расплывчатость”). А это узко. Можно более общо: "Превращение “скульптурного” объема в “живописное” плоское цветовое пятно” (Там же). – Важно присутствие минора. Важно применять термин не стиль, а идеостиль.

Вот некто пишет: "Это депрессивный вечер” (https://alteri.exblog.jp/18964388/), - несмотря на яркие краски, значит это хвала абы какой жизни. Наверно, однообразие внутри цветового пятна, некий минимализм, навевают эту “абы какую жизнь”.

Учида М. Декабрьские пейзажи. 2012.

Учида М. Декабрьские пейзажи. 2012.

Первый пейзаж, вроде бы, не “абы какой” – горы. Но они ценны для жителей равнины. В Японии они такая же обычность и ничем не примечательность, как в России равнина. Случайность подчёркивается стаей птиц. Минута – и они пролетят. А бедность, присущая капитализму, есть и в Японии:

"В октябре 2009 года Министерство труда Японии опубликовало отчет, в котором говорилось, что почти каждый шестой японец, что составляет 22 миллиона человек, живет в бедности” (Википедия).

Учида М. Холодает. 2011.

Учида М. Опускается занавес ночи. 2011.

Учида М. Опускается занавес ночи. 2011.

Учида-М. Сумерки. 2011.

Учида-М. Сумерки. 2011.

Учида М. Углубление осени. 2011.

Учида М. Углубление осени. 2011.

Учида М. Я чувствую, как осень сгущается с каждым днём. 2011.

Учида М. Я чувствую, как осень сгущается с каждым днём. 2011.

Учида М. Хиган. Прошлое. 2011.

6 сентября 2023 г.

Через год почти что опять меня Учидой подловили.

Учида М. Утро после осеннего дождя.

Я в этот раз аж узнал, что это Япония. Но Учиду не вспомнил.

30.07.2024.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://dzen.ru/a/ZPgqH4ORLBGuPamS

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)