С. Воложин
Пастернак. Смелость
Художественный смысл
Идеал Пастернака не аристократия для всех, а некая гармония общего и частного. Соединение несоединимого. |
Ещё о Пастернаке.
Эта статья является одной из серии статей, вдохновлённых неверными (или кажущимися неверными) мыслями Лотмана, изложенными в его книге "Культура и взрыв" (1992) и проиллюстрированными отрывками или целыми литературными произведениями.
Одна из мыслей такова:
"Но вот взрыв завершился. Революция сменилась застоем, и идея индивидуальности исчезает, заменяясь идеалом "одинаковости"… Идея безымянного героизма настойчиво повторялась в литературе, воспевающей героизм в негероическую эпоху" (http://yanko.lib.ru/books/cultur/lotman_semiosphera.htm).
Иллюстрируется эта мысль такой цитатой из стихотворения "Смелость" (http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/pasternak267.html), сочинённого Пастернаком в 1941 году:
Безыменные герои Осажденных городов, Я вас в сердце сердца скрою, Ваша доблесть выше слов. |
Что меня задевает – это молчаливый упор на цитируемость того, зачем произведение сотворено. А я ж исповедую нецитируемость художественного смысла. Правда, это – только для тех произведений, которые не являются произведениями прикладного искусства, то есть, в частности, не являются усилителями заранее знаемого чувства. Пастернак же – имя громкое. От этого поэта можно ждать как раз не прикладного искусства. А Лотман цитирует. Вот и взыграло ретивое.
Однако, взыграть-то взыграло, а есть ли тут у Пастернака противоречивость, которою только и можно нецитируемо выразить нечто, лелеемое автором?
Вроде есть. С одной стороны что-то несусветное:
Слыша смерти перекат, Вы векам в глаза смотрели… Между тем слепое что-то, Опьяняя и кружа, Увлекало вас… Там в неистовстве наитья… заворожён… …чужие миру … уносил в обитель Громовержцев и орлов. |
И кто эти "вы", "чужие миру", эти сверхчеловеки, общающиеся с вечностью и умеющие впадать в изменённое психическое состояние, недоступное обычным людям? – Маленькие труженики войны: "Безымянные" жители "осаждённых городов" "С пригородных баррикад", - занятые военной рутиной, раз фронт подошёл к их городу:
Вы ложились на дороге И у взрытой колеи Спрашивали о подмоге И не слышно ль, где свои.
А потом, жуя краюху, По истерзанным полям Шли вы, не теряя духа, К обгорелым флигелям. |
Мещанам нехарактерно воевать. Но. Они ко всему притираются и смирно превозмогают свою неумелость, раз уж привелось:
Вы брались рукой умелой - Не для лести и хвалы, А с холодным знаньем дела - За ружейные стволы.
И не только жажда мщенья, Но спокойный глаз стрелка, Как картонные мишени, Пробивал врагу бока. |
Согласитесь, что явное ж столкновение противоречий осуществил Пастернак: сверхчеловеки – мещане. Ведь немыслимо, чтоб это были одни и те же люди. Первые ж – аристократы, презирающие мещан, толпу. У вторых и в мечтах нет подняться в те выси ("обитель Громовержцев") или опуститься в те бездны ("чужие миру"), куда достигают первые.
Но.
Пастернак же не остановился на столкновении, которому полагается высекать искру неизречённого. Он же, казалось бы, взял и разжевал смесь и выдал пережёванную пасту-банальность, вынесенную и в название:
Вам казалось - все пустое! Лучше, выиграв, уйти, [из жизни] Чем бесславно сгнить в застое Или скиснуть взаперти. Так рождался победитель… |
Но это только кажется…
Есть такое двусмысленное выражение Феофана Затворника: "Дело не главное в жизни, главное — настроение сердца".* Истинно христианское выражение. Охватывающее и зарождение, и расцвет этой веры. Ведь рождалось христианство как некое ницшеанство всех времён (типы идеалов повторяются ж в веках). "Недаром греко-римская языческая власть называла первохристиан безбожниками. Истинный Бог "освобождал человека от морализма…"" (Бибихин. Новый ренессанс. М., 1998. С. 207). Плевать на всех. Мы – аристократы духа, и – трава не расти. На смерть плевать, не только на окружающих язычников. "…чужие миру…" Ну и в победе христианства – плевать на жизнь. Вечное ж блаженство на том свете грядёт и иная жизнь.
И христиане чтят таких своих подвижников. Возводят в ранг святых. Про каждого есть своя легенда.
А что Пастернак: не мог какую-то типичную, как говорится, историю геройства ввернуть? Или его бедного, не взяли на фронт, и только в 43-м он попал на него с бригадой писателей. Писать же в 41-м непрочувствованное лично он не мог? Так зачем вообще написал?
Отступлю.
Есть такие слова Поршнева:
"Суть мирового развития, по Гегелю, — прогресс в сознании свободы. Вначале, у доисторических племен, царят всеобщая несвобода и несправедливость. С возникновением государства прогресс воплощается в смене государственно-правовых основ общества: в древней деспотии — свобода одного при рабстве всех остальных, позже — свобода меньшинства, затем — свобода всех, но лишь в христианском принципе, а не на деле. Наконец, с французской революции начинается эра подлинной свободы. Пять великих исторических эпох, пять духовно-политических формаций и отрицающих одна другую, и в то же время образующих целое. [Потом идёт фрагмент про марксизм, как альтернативу гегельянству. Потом] Напрасно некоторые авторы приписывают Марксу и Энгельсу какой-то обратный взгляд на первобытное общество. Среди их разнообразных высказываний доминирующим мотивом проходит как раз идея об абсолютной несвободе индивида в доисторических племенах и общинах. Они подчеркивали, что там у человека отсутствовала возможность принять какое бы то ни было решение, ибо всякое решение наперед было предрешено родовым и племенным обычаем <…> Как ни импозантно выглядят в наших глазах люди этой эпохи, они неотличимы друг от друга <…> На противоположном, полюсе прогресса, при коммунизме, — торжество разума и свободы.
Как и у Гегеля, между этими крайними состояниями совершается переход в собственную противоположность, т.е. от абсолютной несвободы к абсолютной свободе" (Поршнев. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии). СПб., 2007. С. 22).
И кажется, что, по Пастернаку, война расковала советский народ, и он перескочил сразу в конец истории человечества, "в обитель… орлов" свободных.
По крайней мере, так кончается стихотворение и таково его название.
Однако эта свобода столкнута у Пастернака со своей противоположностью:
Вы являлись к командиру С предложеньем боевым. |
Идеал Пастернака не аристократия для всех, а некая гармония общего и частного. Соединение несоединимого. В эпоху крайностей. В какую ему досталось жить. Вот – война началась…
Тут никакое не воспевание "одинаковости", как утверждает Лотман. Тут то, что сказал о Пастернаке Сталин, когда ему доложили, "что арест Пастернака подготовлен, лучший друг писателей" вдруг продекламировал: "Цвет небесный, синий цвет…", а потом изрек: "Оставьте его, он – небожитель" (http://dalnerbib.ucoz.ru/load/scenarii/scenarij_literaturnogo_vechera_quot_chtoby_vovek_tvoja_svecha_vo_mne_gorela_quot_posvjashhennogo_zhizni_i_tvorchestvu_b_pasternaka/4-1-0-31).
Вот, представьте, Сталин оказался более чувствующим поэзию, чем Лотман, литературовед, культуролог и семиотик.
Не нужно было небожителю отправляться на фронт, чтоб выразить свой идеал Гармонии, не согласующийся с войной. Вовсе не о войне это стихотворение. А Пастернак – гений.
11 сентября 2013 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
http://www.topos.ru/article/literaturnaya-kritika/eshchyo-o-pasternake
*
- Это ж усечённая цитата.- Признаю. Я этого не знал. Но она, именно усечённая и неопределённая, до чрезвычайности верна для обозначения российского (русского уж точно) менталитета.
9.07.2016
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |