С. Воложин
Пастернак. Имровизация.
Проба пера.
Выпендрёж кубистский. |
Любовь к трудности
Вот попалось мне на глаза такое стихотворение.
Импровизация
Я клавишей стаю кормил с руки Под хлопанье крыльев, плеск и клёкот. Я вытянул руки, я встал на носки, Рукав завернулся, ночь тёрлась о локоть. . И было темно. И это был пруд. И волны. – И птиц из породы люблю вас, Казалось, скорей умертвят, чем умрут Крикливые, чёрные, крепкие клювы. . И это был пруд. И было темно. Пылали кубышки с полуночным дёгтем. И было волною обглодано дно У лодки. И грызлися птицы у локтя. . И ночь полоскалась в гортанях запруд. Казалось, покамест птенец не накормлен, И самки скорей умертвят, чем умрут, Рулады в крикливом, искривленном горле. 1915 |
Я прочёл и ничего не понял. Мало того, там было написано вверху, что это футуризм. А я, тёмный, и не знал, что Пастернак был в объединении “Центрифуга”, которое считалось, хоть слабо, но футуристическим. Но. Футуризм – это ж хвала Прогрессу. И какой же в стихотворении прогресс? – Никакого. – Как ни непонятно стихотворение, в общем ясно, что на его сочинение поэта натолкнул гвалт, какой подняли лебеди на пруду, когда он их ночью, в полной темноте принялся кормить.
И я принялся разбираться.
Во-первых – это надо рассказать в первую очередь – никаким себя футуристом Пастернак не числил. Просто к кому-то нужно примкнуть, так легче можно было опубликоваться.
Во-вторых, он футуристов выбрал, наверно, потому, что сам "увлекался в то время кубизмом” (https://skolib.kz/100-let-boris-pasternak-sbornik-sestra-moja-zhizn-1922/).
А что такое кубизм? – Это почти почитание Прогресса.
Успехи науки – налицо? Налицо. А перец науки что? – Математика. То есть, если исповедовать солипсизм (всё, дескать, есть наши ощущения и не более)… А его Пастернак исповедовал вслед за Скрябиным, который на него влиял (это я успел вычитать)… То уважение к науке можно выразить выражением не более чем воображения о геометричности всего, на что смотришь. – Это и будет сколько-то адекватным отдаванием должного кубизму. А заодно и погашением неким угрызений совести перед музыкой, которую в 1913 году бросил ради стихов.
И вот он, мол, с тех пор мечется ищет себя… Как тёмной ночью на пруду кормить лебедей ("из породы люблю вас”), которых не видно. А только слышно.
Лебеди – верные птицы. Он и она избирают друг друга на всю жизнь… И… не потому ли мне кажется, что в стихотворении больше букв “л”, чем в обычной речи (4.32%)? (Проверим. Букв “л” в стихотворении 38, а всех букв – 451. “Л” – 8,42%. – Так и есть! Потому и "локоть”, вдруг попал в стихотворение, дважды, и "обглодано”, и "искривленном”.) Любимой, просившей подарить ей сборник, где это стихотворение, он не посмел – не поймёт. И решил написать сборник попонятнее.
Ясно, что этот выпендрёж кубистский – как ложноножка амёбы: куда ползти?
И – как гвоздь (я успокоился, когда это вычитал, правда, про другое стихотворение сборника):
"В ранних сборниках больше останавливает нечто противоположное [живописанию случайности] -- выбор и расчет, рациональная выработка манеры, печать интеллектуального напряжения, в котором жил Пастернак… Ритм (с обязательной паузой внутри каждого стиха) -- как тяжело-замедленные повороты мельничных крыльев. Это, надо полагать, входило в задачу стихотворения” (http://www.rc-p.ru/literatura/pasternak_i_futurizm.html).
В самом деле: из 16 строк запятая или точка в середине строки стоят в 12 строках.
Так, интеллектуально, не пишут настоящие поэты. Он и перестал так писать.
4 августа 2023 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
https://dzen.ru/a/ZM1AfdseWzICYjZf
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |