Пастернак. Имровизация. Художественный смысл

С. Воложин

Пастернак. Имровизация.

Проба пера.

Выпендрёж кубистский.

 

Любовь к трудности

Вот попалось мне на глаза такое стихотворение.

Импровизация

 

Я клавишей стаю кормил с руки

Под хлопанье крыльев, плеск и клёкот.

Я вытянул руки, я встал на носки,

Рукав завернулся, ночь тёрлась о локоть.

.

И было темно. И это был пруд.

И волны. – И птиц из породы люблю вас,

Казалось, скорей умертвят, чем умрут

Крикливые, чёрные, крепкие клювы.

.

И это был пруд. И было темно.

Пылали кубышки с полуночным дёгтем.

И было волною обглодано дно

У лодки. И грызлися птицы у локтя.

.

И ночь полоскалась в гортанях запруд.

Казалось, покамест птенец не накормлен,

И самки скорей умертвят, чем умрут,

Рулады в крикливом, искривленном горле.

1915

Я прочёл и ничего не понял. Мало того, там было написано вверху, что это футуризм. А я, тёмный, и не знал, что Пастернак был в объединении “Центрифуга”, которое считалось, хоть слабо, но футуристическим. Но. Футуризм – это ж хвала Прогрессу. И какой же в стихотворении прогресс? – Никакого. – Как ни непонятно стихотворение, в общем ясно, что на его сочинение поэта натолкнул гвалт, какой подняли лебеди на пруду, когда он их ночью, в полной темноте принялся кормить.

И я принялся разбираться.

Во-первых – это надо рассказать в первую очередь – никаким себя футуристом Пастернак не числил. Просто к кому-то нужно примкнуть, так легче можно было опубликоваться.

Во-вторых, он футуристов выбрал, наверно, потому, что сам "увлекался в то время кубизмом” (https://skolib.kz/100-let-boris-pasternak-sbornik-sestra-moja-zhizn-1922/).

А что такое кубизм? – Это почти почитание Прогресса.

Успехи науки – налицо? Налицо. А перец науки что? – Математика. То есть, если исповедовать солипсизм (всё, дескать, есть наши ощущения и не более)… А его Пастернак исповедовал вслед за Скрябиным, который на него влиял (это я успел вычитать)… То уважение к науке можно выразить выражением не более чем воображения о геометричности всего, на что смотришь. – Это и будет сколько-то адекватным отдаванием должного кубизму. А заодно и погашением неким угрызений совести перед музыкой, которую в 1913 году бросил ради стихов.

И вот он, мол, с тех пор мечется ищет себя… Как тёмной ночью на пруду кормить лебедей ("из породы люблю вас”), которых не видно. А только слышно.

Лебеди – верные птицы. Он и она избирают друг друга на всю жизнь… И… не потому ли мне кажется, что в стихотворении больше букв “л”, чем в обычной речи (4.32%)? (Проверим. Букв “л” в стихотворении 38, а всех букв – 451. “Л” – 8,42%. – Так и есть! Потому и "локоть”, вдруг попал в стихотворение, дважды, и "обглодано”, и "искривленном”.) Любимой, просившей подарить ей сборник, где это стихотворение, он не посмел – не поймёт. И решил написать сборник попонятнее.

Ясно, что этот выпендрёж кубистский – как ложноножка амёбы: куда ползти?

И – как гвоздь (я успокоился, когда это вычитал, правда, про другое стихотворение сборника):

"В ранних сборниках больше останавливает нечто противоположное [живописанию случайности] -- выбор и расчет, рациональная выработка манеры, печать интеллектуального напряжения, в котором жил Пастернак… Ритм (с обязательной паузой внутри каждого стиха) -- как тяжело-замедленные повороты мельничных крыльев. Это, надо полагать, входило в задачу стихотворения” (http://www.rc-p.ru/literatura/pasternak_i_futurizm.html).

В самом деле: из 16 строк запятая или точка в середине строки стоят в 12 строках.

Так, интеллектуально, не пишут настоящие поэты. Он и перестал так писать.

4 августа 2023 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://dzen.ru/a/ZM1AfdseWzICYjZf

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)