С. Воложин.
Остроухов. Речка в полдень.
Художественный смысл.
Русская исключительность в неброскости. |
В чём русская исключительность? – В неброскости
Я не взялся за эту статью, пока случайно не открылась мне на одном сайте картина Остроухова “Речка в полдень” (1892) без правой части, некрасивой (надо было проехать движком направо, чтоб открылась и та часть). И я спросил себя: а почему Остроухов не постеснялся и не отрезал это место? Лысый холм то ли с выгоревшей травой, то ли просто глинистый, бестравный… А ведь множество воды с лилиями – это ж явное старание представить незатейливый пейзаж красивым.
Остроухов. Речка в полдень. 1892.
Можно подумать, что это где-то чуть не в степной полосе срисовано, чтоб был пейзаж поскуднее. Но оказалось, что это "местность близ станции Крюково-Дмитриевской недалеко от Москвы” (http://permgallery.narod.ru/index/ostroukhov_i_s_rechka_v_polden_kupavy_na_prudu_1892/0-53).
Я удивился. Когда-то в начале 60-х годов я был в какой-то командировке в Подмосковье. Ехали на автобусе. Поразился, как много там лесов. Смешанных и даже просто еловых. – Посмотрел на карту 1890 года…
Как раз, где Крюковская, на северо-запад от Москвы, лесов нет. Не то, что на северо-восток. Нашёл-таки Остроухов малопрезентабельное место в Подмосковье. И воспел… Мало приукрашивая (есть более контрастные репродукции; они прямо шибают красотой; но я надеюсь, что выбрал самую адекватную).
В 1892 году 11 лет осталось до открытия Союза русских художников. Те как раз для того объединились, чтоб противостоять плачущим о народе передвижникам, что всем надоело. И противостояли они воспеванием исключительности России. Остроухов, вижу был из готовящих такое преобразование.
29 мая 2022 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |