С. Воложин
Песни об Иване Васильевиче
Прикладной смысл
Есть у народа желание не просто продемонстрировать силу-победу, а и осмеять слабость-поражение соседа. (Не красиво. Но. Таков народ, прежде много настрадавшийся от степняков.) Это народное желание чует царь. |
Песни об Иване Васильевиче
В Орле открыли памятник Ивану Грозному. Новости. |
Ну чем они хороши, старинные народные песни? – Тем, что исполняют свою функцию – выражать черты народного характера. Как бы ни варьировались тексты – цель одна.
Со времён Ивана Грозного появилась, видно, в народе такая черта, что русские – самые-самые среди народов. В частности, среди русских есть такие физически сильные люди, каких среди соседних народов нету. И эти силачи – образ народа-силача.
Порождена ли сила моральным угнетением иностранца (то есть сила – от духа)?
Кастрюкъ-Мастрюкъ Темрюковичъ, Любимый царскій шуринушка. Онъ думаетъ думушку, съ кѣмъ поборотися, За прокладъ поводитися: Онъ хочетъ каменну Москву въ полонъ себѣ взять, Онъ хочетъ взойти во Кремль городокъ, Онъ и хочетъ съ насъ пошлины брать, Съ воротъ поворотныя, А съ дымовъ подымовныя. . . . . . . . . . . . . Похваляется Темрюкъ-Мастрюкъ, Онъ хвалится своей силою: Я Москву вашу насквозь пройду, Не найду я себѣ спорщика, Съ кѣмъ бы могъ я поборотися! |
Заявлено вслух не было о полоне, но народ подумал. Важно, однако, что сила не в духе сопротивления.
Как факт, в другом варианте таких, оскорбляющих москвичей-государствеников, помыслов про Темрюковича нету.
Выбежал тут Мастрюк На крылечко красное, Кричит во всю голову, Чтобы слышал царь-государь: "А свет ты, вольной царь, Царь Иван Васильевич! Что у тебя в Москве За похвальные молодцы, Поученые, славные? На ладонь их посажу, Другой рукою раздавлю!” |
Но в обоих вариантах инициатива меряться силою происходит от Темрюка, и в обоих вариантах – на свадьбе Грозного и черкешенки.
Одинъ гость хлѣба-соли не ѣстъ, Хлѣба-соли не кушаетъ, Бѣлаго лебедя не рушаетъ, Зеленаго вина въ ротъ не беретъ,— Кастрюкъ-Мастрюкъ Темрюковичъ, Любимый царскій шуринушка. Онъ думаетъ думушку, съ кѣмъ поборотися, |
А един не пьет да не ест, Царской гость дорогой Мастрюк Темрюкович, Молодой черкашенин. И зачем хлеба‑соли не ест Зелена вина не кушает, Белу лебедь не рушает? У себя на уме держит: Изошел он семь городов, Поборол он семьдесят борцов, И по себе борца не нашел; И только он думает ‑ Ему вера поборотися есть У царя в каменной Москве, Хочет царя потешити Со царицею благоверною Марьею Темрюковною; Он хочет Москву загонять, Сильно царство Московское. |
Это след памяти от бесконечных в прошлом набегов степняков на Русь. Зато теперь, после окончательной победы над ними при Иване Грозном (он включил себе в царство и Казанское, и Астраханское, и Сибирское ханство) есть у народа желание не просто продемонстрировать силу-победу, а и осмеять слабость-поражение соседа. (Не красиво. Но. Таков народ, прежде много настрадавшийся от степняков.) Это народное желание чует царь. В одном случае он даёт соответствующий наказ русским борцам.
Говорил тут царь‑государь, Царь Иван Васильевич: “Ты, Никита Романович, Веди борцов на двор, На дворец государевой, Борцов ученыех, Молодцов похваленыех, И в том им приказ отдавай: Кто бы Мастрюка поборол, Царского шурина, Платье бы с плеч снял Да нагого с круга спустил, А нагого, как мать родила, А и мать на свет пустила”. |
В другом случае он этого не делает. Само так получается.
Схватился со меньшимъ братомъ: Тотъ его беретъ за лѣвый воротокъ, Поднимаетъ на правый на носокъ, Онъ приподнялъ повыше себя, Ударилъ о сыру землю, По колѣни его въ землю вшибъ. По колѣни, чуть не по поясъ; Онъ и цвѣтное платье съ него сшибъ, Пустилъ его косо на босо, Пустилъ его, въ чемъ мать родила. |
Но победно-насмешническая суть народного характера в обоих вариантах выражена царём. Невеста в обоих вариантах обиделась за брата и возмутилась. А что царь?
Сказалъ тутъ Царь-Государь, Царь Иванъ сударь Васильевичь: — Ты баба, ты бабье знай! Не то-то намъ дорого, Что татаринъ похваляется, А то-то намъ дорого, Что русакъ насмѣхается! |
Говорил тут царь-государь: "Гой еси ты, царица во Москве, Да ты, Марья Темрюковна! А не то у меня честь во Москве, Что татары те борются; То-то честь в Москве, Что русак тешится! Хотя бы ему голову сломил, Да любил бы я, пожаловал Двух братцов родимыех, Двух удалых Борисовичев”. |
Что народу надо от царя? Народ понял, что ему не житьё от степняков при раздробленности. Спасение – только в централизованном государстве. А уж более быть централизованным, чем при Грозном, и быть не может. – Так воспеть его, Ивана Васильевича, выразителя духа народного.
А теперь в роли степняков – Запад… - Ну так и сказывается народный характер.
14 октября 2016 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
http://www.pereplet.ru/volozhin/422.html#422
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |