С. Воложин
Нестеров. Картины.
Художественный смысл.
Ницшеанство. |
Спортивный интерес в эстетической области
Контрики прислали мне такую репродукцию.
По тощей берёзе я подумал, что это Нестеров. – Стал искать название в “поиске по картинкам”. Он, вроде, подтвердил сперва мою угадку.
Я уже стал прицеливаться находить искажение натуры, как то и положено ницшеанцу, каким давно Нестеров у меня получился при разборах этот художник. Срезанность деревьев вверху обещала, что отражение, как это часто у Нестерова, не совпадёт с отражаемым. И всё совпадёт с прежними разборами.
Но дальнейшие операции показали, что нет, тут не Нестеров, а художница Камынина из студии имени Грекова. Военная художница. Вещь называется “Тишина”.
И вправду, если всмотреться, тут тема – конец Великой Отечественной войны. Фигура-то – молодой женщины. С распущенными волосами (пилотка, наверно, в руках). В сапогах и шинели. Стройная… Рюкзак сняла и положила на причал. – Никакого корёжения натуры тут быть не может.
А среди похожих картинок (крайняя справа в “поиске”) значится настоящий Нестеров с монахами своими.
И у меня возник спортивный интерес найти там искажения натуроподобия.
Нестеров. Лисичка. 1914.
И я, конечно, нашёл, что, если слева отражение и отражённое совпадают с натурой, то справа – нет. Отражение нарисовано существенно меньше, чем нужно было б.
Благодаря окну монастыря (двум параллелям верха и низа окна) я нашёл точку схождения перспективы (белые тонкие линии) на горизонте (красная линия). Линия горизонта нужна потому, что правила рисования отражения распространяются на то, что ниже линии горизонта. Тонкие зелёные линии слева и справа – это линии уровня воды. Нижняя – это урез воды на самой кромке берега, верхняя – уровень воды под деревом на удалении от уреза. Красные вертикали – это высота отражаемых деревьев. Голубые вертикали – это то, каким бы должно было быть отражение без корёжения. Слева отражение верное, справа – нет.
ЧТД – что и требовалось доказать. Так нас в школе учили писать в конце решения задачи.
4 сентября 2023 г.
После того, как я опубликовал эту заметку на своём дзен-канале, пошли комментарии, а под ними дзен поместил, по своему обыкновению, материалы других авторов о Нестерове. Все поголовно видят в нём пишущего прорелигиозно. Я исправно написал им комментарий свой с указанием статьи своей, где у меня в антирелигиозном духе истолкована картина, вынесенная автором своего прорелигиозного писания на обложку. И вдруг, бац, про одну картину я не могу комментировать в таком же духе. Во-первых, я её не разбирал никогда, во-вторых, я что-то вообще не вижу никакого корёжения натуроподобия.
Нестеров. Тихие воды. 1912. Холст, масло.
Что делать?
Я решил продемонстрировать свою объективно и признать своё поражение с данной картиной. Скопировал её. Вставил в статью. Всмотрелся и… Я, кажется, и тут могу вывернуться! – Пассажир лодки не имеет отражения в воде, тогда как гребец его имеет.
Или можно мне возразить, что на то пассажир и с нимбом вокруг головы. Изображено такое религиозное явление как явление святого верующему. Я спросил всезнающий интернет: “явление святого в 2022”, - и открыл первый сайт по предложенному списку. Это оказалось видео, где закадровый голос рассказывал о явлении святого отрока Вячеслава в феврале 2022 года одному прихожанину. Видеорядом был вид через лобовое стекло автомобиля, едущего по заснеженной лесной дороге. И никаких искажений натуры. А в углу экрана картинка с кем-то с нимбом вокруг головы. То есть, можно мне возразить, что у верующего Нестерова что-то подобное в его картине “Тихие воды”. – Явление сверхъестественное изображено. Вот и нет отражения от этого, что с нимбом.
Что я могу возразить?
Что лесная-то дорога была без искажений, а у Нестерова – вижу вдруг – нет отражения и от растительности на противоположном берегу. Ведь между нашим берегом и дальним лежит песчаный остров без кустов и деревьев. И между островом и дальним берегом – голубая полоса реки. А должно б быть отражение малорослых деревьев, что растут у самого берега. – Но…
""Над вечным покоем”. На картине изображено озеро, и при безветренной погоде мы видели бы в воде отражения берегов и неба, но ветер вызвал рябь на поверхности воды, и ее беспокойная гладь потеряла способность отражать” (https://lavrus.tretyakov.ru/publications/sozertsanie-otrazheniy-i-otrazhenie-sozertsaniy-v-peyzazhakh-levitana/).
А почему тогда отражается всё-таки гребец? Тогда наличие отражения у гребца и есть искажение натуры, потребное разочаровавшемуся во всём Этом мире ницшеанцу.
5 сентября 2023 г.
Знаете что, читатель… Терять мне нечего…
При предыдущей манипуляции с Нестеровым мелькнул перед моими глазами первый портрет академика Павлова.
Нестеров. Портрет Ивана Петровича Павлова. 1930.
И я подумал, а что если и тут есть корёжение натуроподобия? И, по-моему, нашёл. – За спиной академика угол веранды. Он прямой. 90 градусов. Если строение обычное. То есть горизонтали окон на обеих стенах не должны совпадать в одну горизонталь, если точка зрения (и горизонт) не находится на этой горизонтали, что вряд ли. А она там и не находится.
Линия горизонта – синяя. Она проходит через точку схода горизонталей (красными линиями). Верхняя соединяет кончики ушей (предполагается, что Павлов держит голову ровно). Нижняя соединяет уголки отворотов пиджака (предполагается, что Павлов и корпус держит ровно). И горизонт выше горбылька горизонтальной части переплёта окна.
То есть взгляд на горбылёк – сверху. То есть левый и правый горбыльки, находящиеся друг к другу под углом 90 градусов, должны быть сходящимися линиями. - А они - см. картинку выше – практически одна и та же линия. То есть это – натурокорёжение.
Другое натурокорёжение – обратная перспектива в обложке книги.
8.09.2023.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
https://dzen.ru/a/ZPXOxSPvfz4JnWQk
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |