С. Воложин
Нестеров. Остров Капри.
Художественный смысл.
Ницшеанство. |
Сознание и подсознание Нестерова
Есть два способа выражения подсознательного идеала: очень странным для своего времени образом и катарсисом, который сам по себе странность. Образ – это ясно, а катарсис – не всем ясно. Это когда противоположные элементы “текста” рождают в душе восприемника осознаваемые противочувствия, а те, сталкиваясь, рождают подсознательного содержания катарсис. Он сознательно разве что слезами проявляется или неопределённой смутой, что тебе явно ЧТО-ТО сообщили, но словами невыразимое.
Подсознательных идеалов, грубо, 6 типов. И они исторически превращаются друг в друга под влиянием изменяющегося духа времени.
Ницшеанский – самый необычный для большинства и трудно постижимый. Не может большинство вжиться в совершенно крайнее разочарование художника. А Нестерову случилось стать таким. Бог очень быстро отнял у него любящую и любимую красавицу-жену, и потрясение оказалось на всю жизнь. С подсознательным идеалом удрать из Этого плохого-преплохого мира в принципиально недостижимое метафизическое иномирие, где всё не так, даже смерти нет. А выразишь его образом или катарсисом – и как бы достиг своего идеала. И всё это – мимо сознания.
Вот поехал Нестеров в 1889 году (через 3 года после смерти жены) в Австрию, Италию, Францию, Германию. Сознание отмечает:
"Я и теперь дивлюсь, как моё молодое сердце могло тогда вместить, не разорваться от тех восторгов и сладкого томления” (Википедия).
А подсознательный идеал иномирия бередит и, чем дольше путешествие, "чем ближе к концу альбома, тем более русские темы вытесняют итальянские зарисовки” (Там же).
С ницшеанцами как-то так получается, что они чувствуют трудную постигаемость людьми того, чем они вдохновлены, и они дают не только адекватный образ иномирия (например, в виде такой странности, как несоответствие отражения в зеркально гладкой воде отражаемому на берегу), - не только, но ещё и простой образ – чахлая из-за холодного климата русская ёлочка как образ иномирия. Тундра (или вообще русский север) это ж иномирие относительно средней полосы России. Вот и…
Вот Нестеров не удержался и вставил такую на… остров Капри.
Нестеров. Остров Капри. 1889.
Он вообще кадрировал вид так, чтоб в нём было поменьше итальянского: буйный бурьян, полевые цветы, замшелая стена, тропинка в гору между кустов.
Как можно больше не так, как изображено это же место (можно судить по подъёму слева) у других его соотечественников.
Сильвестр Щедрин. Большая гавань на острове Капри. 1827-1828.
Боголюбов. Марина Гранде. 1855.
Кондратенко. Остров Капри. 1900.
18 сентября 2022 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
https://dzen.ru/a/Yyb5Bx8IXkCTTi8K
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |