С. Воложин
Григорий Нестеров. Картины
Художественный смысл
Всё у Нестерова похоже на некоторые вещи позапрошловековых импрессионистов. |
Туман неведенья
Я знаю, почему мои глаза задержались на репродукциях картин этого художника – они своей как бы бледнописью напоминают некоторые вещи великого Чюрлёниса.
Нестеров. Молчание. 1993-4. Орг. м.
Жаль, нельзя найти в интернете хорошие репродукции Чюрлёниса – все они чрезмерно яркие получились при сканировании. Вот та, что в первую очередь вспоминается.
Чюрлёнис. Тишина. 1907.
Как последние часы конца света. Всё истаивает постепенно. Аж одуванчики смогли вырасти на самом берегу и дожить до состояния шара парашютиков. И никакого дуновения, чтоб их разнести. Всего уже почти нет. Такое будущее обещают нашей Вселенной, обнаружив недавно, что она расширяется с ускорением. То есть растянутся галактики, звёзды и сами атомы – до состояния ничто. – Чюрлёнису надо было очень сомневаться во всём, чтоб так живописать Неуверенность. Я было думал, что это – неуверенность относительно судьбы маленького народа, литовского, в виду нехороших предчувствий насчёт наступившего ХХ века.
А можно что-то похожее подумать о Нестерове, представителе не намного большего народа – белоруссов? Тем же и вовсе раствориться грозит в русскости…
Подумать-то можно. Но если от Чюрлёниса как-то без рассуждений – страшно, то с Нестеровым – нет. И не то, чтоб он, наоборот, истаивал в нежности… Это б было очень активное переживание. А разве его б он стал рисовать так размыто.
Мне раз подобно поцелуй приснился. Спустя много лет я опупел, грубо говоря, наткнувшись на подобный сюжет.
Корреджо. Юпитер и Ио. 1531. Фрагмент.
Так в моём сне был какой-то нюанс чувственности. У Корреджо же – нечто про противоположное:
"Можно ли придать фигурам монументальное впечатление без того, чтобы от этого не пострадали пространственная связь и иллюзия убедительно показанного куска вселенной? Это было одною из важнейших композиционных проблем итальянского искусства в XVI в.” (Дворжак. История искусства как история духа. С.-Пб., 2001. С. 280).
Корреджо выражал Гармонию высокого и низкого, небесного и земного и т.п.
То есть одно и то же (нерезкость, размытость, бледность изображения) может использоваться для выражения изрядно противоположных мыслечувств…
Как же подобраться к Нестерову?
Может, посмотреть вещи подобной (интимной?) тематики?
Нестеров. Территория любви. Х. м
Это не туманный символизм, потому что тот озабочен был судьбой мира, как у Чюрлёниса. А Нестеров, судя, например, по названию - территорией гораздо меньшей. Даже, похоже, если он и применяет слово "мир" в названии.
Нестеров. Мир. 1993. Х. м.
Или это всё можно счесть побегом от чем-то нехорошего общественного?
В Белоруссии до самого 1994 года, до избрания президентом Лукашенко, было колебание, какой стране быть: прозападной или пророссийской, декоммунизированной или нет. - Может, вот это состояние неопределённости и беспокоило Нестерова, и он от него бежал в блаженные туманы личного?
Нестеров. Встреча. 1993-1994. Х. м.
Нестеров. Мальчик с собачкой. 1996. К. м.
Нестеров. Флейта. 1997. Х. м.
Или, судя по датам, время шло, общественно-политическая определённость в стране наступила, а тяга во что-то нежное не пошла?
То есть это всё не побег от общественного…
Или в последней репродукции есть явный отход от быта, по крайней мере: тут уже что-то под- или даже наднебесное…
А далее по датам - и уже там что-то историческое и космическое даже…
Нестеров. Пыль веков. 1998. Акр. х.
Причём тут Афинский Акрополь? – "…называют золотым веком Перикла. К этому времени Акрополь уже утратил свое былое значение главного укрепления Афин. Теперь задача состояла в том, чтобы превратить его в религиозно-художественный центр города, увенчать в мраморе великую победу над персами, наивысший взлет афинской демократии” (http://studbooks.net/603727/kulturologiya/afinskiy_akropol). А козлы, которых убивали как символ бога, в день бесёжа на дионисийских праздниках… Не бесёж ли изображён по отношению к демократии? Имеет ли это отношение к референдуму 1996 года, отодвинувшему Белоруссию от демократии? Да, если вспомнить, что ассоциируется с Афинами вообще даже помимо знания про роль Акрополя. - Демократия. А афинская пыль, поднятая бесёжем? – Не оппозиционер ли Нестеров? Смутный. А размытость – его непреходящая печаль от того, что всё не туда и не туда идёт его страна? Сомнения, по крайней мере …
Нестеров. Космическое тело. 2002. Х. м.
Перед нами (и персонажем картины) безжизненная планета, похожая на безжизненную Луну с кратерами. А рисуют-то нам поборники неограниченного материального прогресса розовое будущее. Тогда как есть сомнения, что капитализм с его неспособностью остановиться в гонке за успехом, в потребительской и производственной гонке приведёт к всепланетной экологической катастрофе… К безжизненной планете. Как эта Луна… в розовом свете дурного оптимизма…
Или всё это – вилами по воде писано?
И надо продолжать думать… думать… пытаться развеять туман неведенья… который был и годы прежде, и годы впредь…
Нестеров. Взгляд. 1992. К.паст.
Этакий певец Неведенья…
Он написал книгу “Часы человечества”, в которой предстал всеведущим. Но то – продукт его сознания. А в живописи он честнее. Подсознание ему шепчет, что он ничего не знает с достоверностью. И рука тому подсознанию подчинилась. И вот, откуда появилась эта непрерывная марь.
Это, впрочем, меня не удовлетворяет. Мне нужно поместить живопись Нестерова в выработанную мною и много раз подтвердившуюся систему идеалов, типов которых не больше десятка. Один из них – пробуддийский, воспевающий пассивный демонизм, род вненравственности, бесчувственность. Но мне кажется, что Нестерову ближе другой тип. Приятия любой жизни. В том числе – и с фундаментальным неведением обо всём.
Он не всегда был именно таким.
Но именно абы какую жизнь он воспевал и раньше.
И – вернуться, что ли, к методу аналогий? Уж больно всё у Нестерова похоже на некоторые вещи позапрошловековых импрессионистов.
16 сентября 2016 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
http://www.pereplet.ru/volozhin/408.html#408
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |