Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин

Некрасовский. День был такой погожий…

Художественный смысл.

Благое для всех сверхбудущее.

 

Не-до-по-нятность

Я всё занимаюсь идиотским для кого-то занятием: копаюсь у себя в душе, почему у меня слёзы от иного стихотворения. Я их массу перечитываю. Но ничто-ничто меня не волнует. А вот это – Марка Некрасовского – пробило.

 

День был такой погожий

Не умирать бы, а жить.

Телом своим прохожий

Младенца успел закрыть.

.

Плотью своей и кожей

Осколки сумел сдержать.

День был такой погожий

Не хочется умирать.

.

Миной лежит убитый.

Рядом убитая мать.

С властью теперь вы квиты –

Не будете “бунтовать”.

.

Нас не поймёт европеец –

Что же мы за страна?

Надрывно плачет младенец.

Жизнь его спасена.

2014

Это когда власть в Донецке была ещё украинская, а восставших против запрета русского языка власть стала убивать.

Опыт у меня огромный. Потому я, как только задался вопросом, почему слёзы накатили (а накатили они в самом конце), - я сразу понял: это последнее, что осознаёт тот кто ранен, ещё не умер, и только что и способен это осознавать последние свои мысли. А те не о себе, раненом. Такое бывает. Узнал из одного рассказа о Донбассе. Мысль первая, что прохожий закрыл телом младенца. Мать не могла уже – была убита на секунду раньше. Прохожий, видно, жив, ранен второй миной ("Плотью своей и кожей / Осколки сумел сдержать”), и просто придавил младенца, отчего тот и заплакал. Почему я так думаю? Потому что, похоже, "Миной лежит убитый” это не он, ибо с новой строчки. Этот убит первой миной одновременно с матерью младенца, и, наверно, ею же, первой, ранен повествователь. И этот повествователь, - понял я в итоге (а сперва было недопонятно), - одержим философствованием из-за умирания. Он входит в интерес власти, почему б действительно, не отменить Верховной Раде 23 февраля 2014 года (на следующий день после переворота) закон о русском языке как региональном ("Не будете “бунтовать””). Ведь действительно бунт – не подчиниться Верховной Раде. У неё ж – власть и сила. Но народ источник власти, и убитая его часть в самом деле расквиталась с Верховной Радой, смертью доказав свой приоритет. Радикальнейшим образом не подчинившись.

Вот такой, рассуждающий, умирающий повествователь. От шока ему ничто не болит, и он может рассуждать. Вернул его к реальности плач полупридушенного младенца. Противоположности (смерть повествователя и жизнь младенца) столкнулись. Что и рождает катарсис. Осознаваемая его часть – слёзы.

Всё случившееся с повествователем как бы предпоняв своим подсознанием (а сознанием, значит, недопоняв), я и был этим подсознанием послан в слезливость.

Всё стало на своё место. И – можно стало отчитаться перед читателем.

19 декабря 2022 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://dzen.ru/a/Y6B-fyuOrk9ryqJl

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)