Национальная идея России

Национальная идея России.

За этот текст было оплачено, чтоб он в напечатанном на бумаге виде был представлен адресату к 12 июня 2013 года. Мне была выслана pdf-копия вёрстки. И по адресу http://letters.litagenty.ru/?p=21 это было размещено в интренете.

Но враги, видно, вмешались, и интернетский текст был выполнен с пропусками. Мои неоднократные просьбы исправить кончились тем, что файл был стёрт.

Пусть он существует хотя бы на моём сайте.

Мне пришло в голову, что, фигурируя как фотография, слова моего текста не попадают в поисковик.** Поэтому я решил сюда поместить и вордовский вариант.

**- 13.08.2018 я спросил ЯНДЕКС: “Соломон Воложин Поздравляю с Днём России”. – На первых пяти страницах не нашёл. – Добавил часть адреса моего сайта “art". – Всё равно. – Добавил весь адрес сайта “art-otkrytie.narod.ru" – Всё равно. А ГУГЛ с самого начала выдал это на второй строчке. – ЯНДЕКС на мой не удающийся поиск откликнулся и спросил, получил ли я искомое. Я ответил: “нет”. Он спросил, что я искал. Я отправил последний вариант с полным адресом моего сайта. Он поблагодарил и пообещал улучшить работу. – Посмотрим.

Поздравляю с Днём России

и желаю в скором будущем внести в Конституцию

 

текст о национальной идее.

О национальной идее России.

Уважаемый Владимир Владимирович!

Разрешите с вами поспорить.

Вы недавно сказали, что вопросы геополитики вообще не имеют никакого отношения к идеологии.

А не согласитесь ли вы, что существует российский менталитет?

Я его кратко определяю словами Феофана Затворника: “Дело не главное в жизни, главное — настроение сердца*".

Если я прав, то такой народ плохо приспособлен к капитализму. Как факт, в России какой-то не западного типа капитализм сложился. И идея социального государства, хоть и западного происхождения… Но со времён Тэтчер от неё Запад отходит, а вы, определяющий политику страны, нет. Во всяком случае, стараетесь (только поступки ваши относительно моногородов в кризис вспомнить). И народ вам за то отвечает любовью. Разница в капитализмах, таким образом, имеет идеологическую составляющую. Как другой факт, продвижение НАТО на восток, ПРО – в Европу и оранжевых революций – на постсоветское пространство. Россия не только опасна Западу своей величиной, глобальной ментальность народа (православие, коммунизм), но и альтернативным отношением менталитета к делу, к рацио, к капитализму.

Вы, может, согласитесь и с тем, что учащающиеся погодные катастрофы – свидетельство потепления климата планеты, и что (максимум) неограниченный материальный прогресс и капитализм (без такой неограниченности немыслимый) человечество убьют. Россия же из-за менталитета своего народа лучше других приспособлена призвать всех к коммунистическому принципу: “каждому – по разумным потребностям”, - и стать опять впереди планеты всей в деле самоспасения человечества от гибели из-за перепотребления.

Идея прежнего коммунизма базировалась на идее неограниченного прогресса. Но и тогда формула разумности потребления всё-таки проникла в лозунг коммунизма. Может из-за подспудного традиционализма, неуничтожимого до конца никогда. Теперь же пришла пора возродиться традиционализму – во имя указанного самоспасения человечества. И получается, что и тогда, и теперь коммунизм сродни российскому менталитету.

Но пока Россию мыслимо задавить из-за ментальной неконкурентоспособности. Так этого не будет, если в программе-максимум национальной идеи будет самоограничительный, так сказать, коммунизм на планете, а в программе-минимум – пока-модернизация страны: сопровождать каждую инновацию паспортом: “насколько она приближает конец света”, - и рекламой на весь мир этих паспортов и российских достижений на ниве пока-модернизации (преуспевающих уважают, и табун, мчащийся в пропасть, можно будет повернуть). Повернуть – мирно.

Но человечество должно иметь и неограниченность. И она возможна – в духе, в культуре, в искусстве. Но не по Достоевскому: мол, красота спасёт мир. Красота у каждого идеала иная. Всё у каждого идеала иное: и мораль, и любовь. И история развела цивилизации и народы по своим менталитетам со своими преимущественными идеалами.

Зато есть область знания, которая сводит все идеалы в одно, в одно поле знания о них. Это – искусствознание. Так вот искусствознание спасёт мир. И это как-то хорошо, чтоб попало в программу-максимум национальной идеи. Вместе с целью людей – жить в искусстве. Кто – в творчестве, кто – в сотворчестве. А глубокое сотворчество – это и есть искусствознание. И оно может быть школой терпимости к другому.

Искусство ж – сфера условности. Если в жизни, в материальных потребностях будет царить самоограничение, то в сфере условности можно ж себя полностью отпустить. А искусствознание будет распоясавшихся мирить.

Чтоб мирить, я предлагаю распропагандировать нейтральную по отношению к идеологии теорию художественности Выготского. (Её все причастные и знающие очень уважают, но никто не применяет. Может, подспудно, не применяют как раз из-за её нейтральности к идеологии, тогда как все, подспудно опять же, хотят навязывать свои ценности.) Теория касается неприкладного искусства (дальше я буду применять слово “искусство”) и не касается образности. Суть теории следующая.

Художник, - не в силах сдержаться от выражения своего смутного идеала и от невозможности его выразить обычной речью, - изъяснятся противоречиями. Восприемник от этих противоречий (“текстовых”) зажигается противочувствиями (осознаваемыми). От столкновения последних в его душе рождается третье переживание, подсознательное, названное Выготским катарсисом (не в аристотелевско-медицинском смысле этого слова: “очищение”, приведение чувств к нулю). На этом акт восприятия произведения заканчивается. Потом идёт последействие искусства – попытки осознать катарсис и озарение от его адекватного осознания. У кого он бывает, у кого не бывает. Помочь может искусствовед, специалист по переведению подсознательного в сознательное. Критерий верности переведения (истолкования): большое количество парных (противоречивых) элементов “текста”, как бы равнодействующая которых,

приобретённая озарением в фазе последействия искусства, каждый раз озарения оказывается одной и той же. – Эстетическое наслаждение от дразнения противочувствиями оказывается не зависящим от содержания противочувствий. (Есть дразнение – есть эстетическое наслаждение.) – То есть Выготский открыл нейрофизиологию эстетического. Она внеидеологична.

В качестве примера разборов в духе Выготского предлагаю свою книгу “Беспощадный Пушкин”. (Она есть в Государственной и в Национальной библиотеках России.)

Соломон Исаакович Воложин.

*- Это ж укороченная цитата.

- Виноват. Показалось неуместным в таком месте об этом упоминать.

3.06.2018.

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)