С. Воложин.
Мыльников. Занавес Кремлёвского дворца съездов.
Прикладной смысл.
Посмеяться над предательством коммунистами коммунизма. |
Плохой принцип: наоборот
Про “Изобилие” (1955) Мыльникова я прочёл такие слова:
"Тему человека продолжила другая монументальная работа художника – это мозаичное панно “Изобилие”, для вестибюля станции метро Владимирская в Ленинграде. Произведение выполнено в духе времени, пронизано идеями солидарности российских народов, объединенных в труде. Этот пафос был идеологией советского государства, и многие творческие люди верили идеалам нового послевоенного времени и ждали от него перемен” (https://artlot24.ru/article/mylnikov-andrej-andreevich-270).
А у меня получилось (см. тут), что тут Мыльников впервые разочаровался в советскости.
И следом в цитируемом месте – такое:
"В 1861 году Мыльников выполняет крупный государственный заказ – портретное изображение вождя пролетариата для металлического занавеса московского Дворца Съездов” (Там же).
Слово “заказ” не очень способствует похвале художника в СССР… А больше никак не охарактеризована эта работа.
Что-то похожее у знаменитой Долининой из “Коммерсанта”:
"Поверить в то, что это человек, создавший мозаичный портрет Ленина на занавесе Кремлевского дворца съездов, который весь советский народ имел честь созерцать во время телетрансляций съездов партии и прочих исторических заседаний властей победившего социализма, почти невозможно” (https://www.kommersant.ru/doc/1935969).
И я подумал: не попробовать ли развить сей зародыш оппозиционности художника и на этот занавес?
Мыльников. Занавес Кремлёвского дворца съездов. 1961.
Чеканка по латуни серебром.
Смотрите, ведь солнце-то тухнет!.. И красный флаг побледнел… В этот год Хрущёв всех насмешил, - по крайней мере интеллигенцию, - что к 1980 году будет построен коммунизм. А осенью 1959 Китова, предлагавшего заменить хозяйственное руководство страной с партийного на ЭВМ-овское, исключили из партии. Централизованное почти машинное управление хозяйством в принципе не резалось бы с самоуправлением в остальных сферах. Но верхушка партии боялась быть отодвинутой от управления где бы то ни было. И СССР закрыл себе дорогу к коммунизму. Мыльников этого знать не мог, но что-то чуять мог.
Причём удавшаяся одухотворённость собственно Ленина…
"Мощно и конструктивно промоделирована <…> голова Ленина, черты лица обозначены с той степенью отчетливой резкости, которая позволяет на большом расстоянии свободно “прочитывать” лейтмотив образа: его романтическую одухотворенность, наполненность энергией, внутренним движением души.
При этом - строгое самоограничение в отборе изобразительных средств, соответствующее специфике материала: подчеркнутое внимание к линейному началу, повышенное значение контура; подчиненность пространственного построения задаче фиксации плоскости; стремление к замкнутости форм, тяготеющих к простым и легко воспринимаемым геометрическим фигурам; условность объемного решения, построенного на “огранке” объема плоскостями. Но и здесь возможности материала не диктуют и не определяют меру условности, а подчиняются задаче создания лаконичного, выразительного и запоминающегося образа” (http://artpoisk.info/article/stat_ya_o_myl_nikove_a/page/8/).
…одухотворённость собственно Ленина, контрастирующая с тем, куда он помещён, была тоже говорящей: страна пошла вместо пути к самосовершенствованию каждого по пути материального Потребления. Бескрылого.
29 мая 2022 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |