С. Воложин.
Мыльников. Верочка.
Художественный смысл.
Пробуддизм. |
Чем больше читаю формалиста о Мыльникове,
тем больше с ним не соглашаюсь
И это обидно. Потому что вначале он косвенно подтвердил мою догадку об этом художнике как о разочаровавшемся и потому пробуддисте (см. тут). Но требование журнала, чтоб авторы исповедовали формализм, заставляет Кудреватого вставлять и вставлять сомнительные формалистские предложения. Например, об этом портрете:
Мыльников. Верочка. 1964.
https://www.stydiai.ru/gallery/master-55/
"Её голова размещена в геометрическом центре обрамления, образованного раскрытым окном, которое по своей квадратной конфигурации перекликается с таким же квадратным форматом всего холста”.
Может, это занудство, однако квадрата окна нету. А, главное, нет ощущения переклички этих квадратов. Но самое смешное: лицо в центр одного из квадратов просто не помещено.
То есть: “Бла-бла-бла”, - говорит искусствовед.
Самое плохое, что замеченные им у художника "принципы равновесия и симметрии” (какая-никакая она всё-таки есть тут) никак не связываются формалистом с сокровенным мироотношением художника.
"Симметрия как композиционный прием вызывает ощущение спокойствия, отдыха… Симметрия предполагает неизменность…” (https://evan-gcrm.livejournal.com/1553184.html).
“Вы достигнете равновесия и композиция будет выглядеть статично и спокойно” (http://zaholstom.ru/?page_id=4528).
“…ум концентрируется на любой симметричной фигуре, чтобы утихомирить ментальный поток” (http://ligis.ru/librari/2963.htm).
“Симметричные мандалы обычно означают спокойное состояние” (https://zen.yandex.ru/media/mandala_drawing/kak-ispolzovat-simmetriiu-i-assimetriiu-v-mandalah-5e94558e18bc2307840c6c8f).
В связи с вспоминанием Кудреватого в связи с Мыльниковым второго периода творчества пробуудистской живописи гохуа (о буддизме, впрочем, у него молчок – мироотношение ж!) для меня наиболее значимы его слова:
"Тоньше становится фактура письма, в нем все большую роль начинает играть незакрашенный белый холст или его просвечивание сквозь положенные выше слои краски, что также способствует усилению большей плоскостности изображения”.
Я с этим связываю растр в “Верочке”.
Если увеличить контрастность и уменьшить освещённость изображения, растр особенно выступит.
Можно думать, что белая грунтовка холста, хоть и тонка она, не может выявить устройство холста, не хватает контрастности для проявления одинаково белых микровпадин и микровыступов. То есть один лист книги, ослепительные части стола и подоконника, плечи девочки вообще оставлены незакрашенными. Изображение как бы стремится исчезнуть. – Замечательный образ идеала бесчувствия. Парадокс: это дочь художника. И вполне в соответствии с принципом наибольшего сопротивления материала, именно она взята для выражения идеала малочувствия. Что говорит о подсознательности этого идеала. Тот не дан сознанию, вот оно и не запретило руке вести себя так кощунственно по отношению к дочери.
Что всё-таки нарисовано, нарисовано легчайшим касанием кисти с разжиженной краской. В результате углубления холста несут цвет, а на возвышенностях просвечивает белый грунт. Что лишает изображение такого качества, как "материальная весомость" (https://www.stydiai.ru/gallery/master-55/). Что, опять же, выражает идеал малочувствия. О чём искусствоведы предпочитают молчать.
Это, конечно, занудство – долбить и долбить, что искусствоведы – формалисты по преимуществу. Но мне ничего не остаётся делать, как обращаться к общественному мнению. До него, мне кажется, легче достучаться, чем до учёных. Особенно – с моей задиристостью.
29 мая 2022 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |