С. Воложин
Борисов-Мусатов. Осенний мотив.
Художественный смысл
Буддизм. |
Заедаюсь из-за Борисова-Мусатова.
Кто ни посмотрит на любую его картину,
Борисов-Мусатов. Осенний мотив. 1899.
никто не скажет, что она динамична. Каждый скажет, что тут статика. Тупик развитию взаимной любви, например, в “Осеннем мотиве”.
И давайте предположим, что дважды остававшийся на второй год в школе, ушедший из неё с 3-го класса, Борисов-Мусатов всё-таки каким-то образом – ну потом когда-то прочитал, скажем – дошёл до знания философии Фалеса. Тогда что тут у него больше изображено движимое или движущее, пассивное или активное? – Наверно же пассивное. Да? – А из этой антиномии “пассивное-активное” и "возникли боги Фалеса, его демоны и души… “по-видимому, и Фалес, как помнят о нем, принимал душу за движущее начало (за начало движения), ибо он признал душу в магните, потому что магнит движет железо”” (Трубецкой. http://www.odinblago.ru/greece_meta/2). – То есть, при нашем диком предположении о знаниях Борисова-Мусатова демонического в фалесовском смысле в его, скажем, “Осеннем мотиве” нету. – Так?
Тема демона в связи с Борисовым-Мусатовым возникла для меня из-за Поповой:
"В русском искусстве Серебряного века ярчайшим воплощением “демонического” явились… застывшие маски, символы. По мнению Д. В. Сарабьянова, это означает остановку, паузу: “Демон замер в позе ожидания и созерцания. Это состояние неподвижности может продлиться долго (если не вечность)” (Сарабьянов, 1993: 54). Этот “знак”, символ получил свое развитие в творчестве В. Э. Борисова-Мусатова” (https://cyberleninka.ru/article/n/demonicheskoe-v-tvorchestve-v-e-borisova-musatova).
По Поповой этого абзаца демон у художника пассивен, а не активен, как у Фалеса. А Фалеса я захватил, получается, с гаком при своём вникании в демонов всей античности.
Признаюсь, я взялся проверять верность мыслей Поповой, раз уж она обсуждает Борисова-Мусатова, который, по-моему, пробуддист, а если это верно, то демоническое выглядит для меня натянутым, когда его относят к этому обесчувствленному художнику. Разве что далёкая ассоциация есть такая: без чувств → без сочувствия → без сострадания → аморальность → что-то от демона. Пассивный демонизм, как я и называю обычно пробуддизм и буддизм.
Итак, не фалесовских демонов имеет в виду Попова.
"Демоны Борисова-Мусатова, с одной стороны, близки к “даймонам” Сократа. С другой стороны, демоническое наиболее ярко представлено у него в женских образах” (Там же).
Что такое “даймоны” Сократа?
Лосев показал, что древние греки раннего рабовладения были так поражены меновой стоимостью и производимого рабом и самого раба, что количественность у них проникла и в искусство, и в философию.
"…философы, во-первых, представляют тот или иной вид материи в качестве основного эквивалента всех существующих вещей; во-вторых, понимают этот конкретный вид материи вполне непосредственно и даже чувственно (земля, вода, воздух, огонь, эфир)” (http://psylib.org.ua/books/lose001/txt02.htm ).
Вместе с художниками "принимают в качестве основного метода перехода одних стихий в другие разные количественные процессы и структуры (сгущение, разрежение, ритм, гармония, симметрия)” (Там же).
Витание в эмпиреях, в общем, неба, которое тоже воспринимается чувственно.
Так вот Сократ после этого всего, к тому же и запутавшегося, "свел философию с неба на землю и вместе впервые отрешил ее от природы, открыв ей духовную, метафизическую область” (Трубецкой. http://www.odinblago.ru/greece_meta/10).
(Вернулись как бы к демонам Фалеса.)
Сократ всех людей рядом и в будущем в итоге сделал рационалистами, доходящими до оценки, что хорошо, а что плохо. А судил он по велению внутреннего голоса, прославленного даймона Сократа, который говорил ему только что делать не надо, что плохо. Получалось, "что истинная человеческая мудрость состоит в сознании своего неведения и в любви к мудрости высшей, божественной” (Там же). Которую как достичь? – Испытывать. – Вечное движение вперёд и выше без достижения. То есть вдохновение идеалом благого для всех сверхбудущего (каким и христианство, родившееся после, стало). Не даром Сократа считают христианином до Христа.
А это прямо противоположно буддизму Борисова-Мусатова, явлению сверхиндивидуалистическому.
То есть слова Поповой в высшей степени подозрительны. Она через несколько строчек соскальзывает на "влияние… философии Ф. Ницше”. А уж сверхиндивидуализм и аморализм Ницше – притча во языцех.
Попова не смогла отрешиться от христианской (негативной) ассоциации со словом “демон”.
Может, и можно мыслить в духе Сократа, что девушка с картины “Осенний мотив” телепает своему поклоннику, что она его не любит, что с нею он взаимной любви не достигнет, и поэтому ему стоит, как медведь на зиму, залечь на время, переждать исчезновение любви к ней, для возможности, МОЖЕТ БЫТЬ, найти в будущем любовь взаимную.
Но блеклость всего-всего представляется Абсолютом. Нет на Этом свете взаимной любви! Нет и всё! – То есть куда деваться? – Не на тот свет христианства, потому что Бог создал такой плохой Этот мир. Нет Ему веры и на том свете? – Остаётся только два. Или активный демонизм, ницшеанское метафизическое иномирие, принципиально недостижимое и в том – активность этого демонизма (радость – в создании его образа). Или пассивный демонизм, бесчувствие, пробуддизм. Активность за бледнопись мыслить не хочется. Остаётся только пробуддизм.
16 августа 2020 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |