С. Воложин.
Муратова. Два в одном.
Художественный смысл.
Идеал – коммунизм. |
Прелесть зауми.
(Фильм “Два в одном” Киры Муратовой)
Мне вспомнилась не очень, может, подходящая к случаю аналогия. Был у нас в огромнейшем КБ НИИ дизайнер, Динейка. Он лучше всех играл в настольный теннис. И, как мне показалось, он не испытывал презрения от игры со слабейшими. Со мной, например. Он давал мне фору, – ой, дай бог памяти, – 20 очков, и выигрывал со счётом 22:20. При этом иногда давая мне немного посопротивляться – даже давал мне возможность срезать раз-другой. Он знал, что выдержит любой мой удар. (У меня было седьмое место по нашему КБ.) Ей же ей, он получал какое-то удовольствие от игры со мною.
Вот так, возможно, я дойду до некого извращения, сумев всё-всё объяснить в фильме “Два в одном” (2007) страшнейшей ненавистью Киры Муратовой к реставрированному капитализму. Страшнейшей. – У меня такое сильное воображение, как у того Динейки игра в теннис. И кино, что многим и многим не нравится, мне может не то чтоб понравиться. Нет. Такое невозможно. Я совершенно ничего не понял, пока смотрел. И это необратимо. Но, обдумывая, потом… Я дошёл до какого-то умственного удовольствия от чувства, что, кажется, мыслимо всё-всё объяснить ненавистью режиссёра.
Вот самая, пожалуй, парадоксальная сцена, как отец раздевает дочь догола от пояса вниз.
Маша (подымаясь по роскошной лестнице говорит сама себе, жуя что-то): Мишка на севере. Нет. Это мишка косолапый. (Вытаскивает из кармана другую конфету) Ромашка. Хм. (Войдя в комнату, куда недавно два карлика внесли кустодиевскую “Красавицу” и сидят под нею, как почётный караул, рассматривает картину. Красавица толстая. Насмешливо): М-м. Хм. (Сзади подкрадывается отец и громко хлопает её по попе, прихватив промежность. Два карлика не шевельнулись. Маша хватает руку отца на промежности. Недовольно): М-м. (Вывёртывается и садится рядом с карликами).
Отец (подойдя к окну и снимая шляпу): Ну вот. Вот смотри, опять идёт.
Маша (закладывая ногу на ногу). Кто идёт?
Отец. Девушка. Девушка, выгуливающая собаку. Она здесь где-то недалеко живёт. Скажи, Маша, ты (машет ей ладонью в чёрной перчатке, чтоб подошла) знакома с ней?
Маша (подходя к окну, мельком глянув): Нет. (Отходя от окна, сухо): Не знакома я с ней. (Берёт с буфета конфету): Лютик.
Отец (слегка задыхаясь): Я её давно приметил. (Кругом в кабинете стоят скульптуры и висят картины, изображающие голых женщин.) Она как будто специально. (Присаживается перед стоящей у буфета Машей и начинает снимать с неё спортивные штаны, кряхтя от натуги, что присел): Ходит медленно мимо моих окон. (На Маше открываются колготки. Сама Маша продоложает сосать конфету. Отец спускает машины штаны донизу): Она тебе нравится?
(Маша молча со спущенными до кедов штанами подходит к окну): Да она лицо отвернула. Но она слишком молодая.
Отец (подходя к Маше сзади, обняв за таз и схватив её лобок обеими руками, с одышкой): А мне такая и нужна. Хорошо бы (начиная снимать с Маши колготки, мечтательно) сирота. С хорошим (Спускает колготки с попы, выглядывают машины белые трусы, Маша не реагирует) лицом. И талия чтобы была (скатывает колготки до колен Маши, становясь на колени), грудь стояла (колготки всё ниже, Маша безразлична). Мы вас побреем. И вообще (кряхтя, возится, снимая колготки с одной ступни) ну была бы нормальной (со второй) женщиной. Вот я ещё не встретил (разбирает снятые колготки) же- женщину в своей жизни. (Берёт Машу ладонями за голые ляжки): Но думаю, что встречу. А вот дворник наш, Коля, встретил (начиная снимать с Маши трусы). Пошёл выносить мусорное (обнажается волосистый лобок) ведро (снимает трусы с икр) и встретил её у бачка (снимает трусы с одной ступни). Разговорились, потом домой больше не вернулся к своей жене (снимает трусы со второй ступни). И как был (берёт ладонями голые бёдра Маши) в тапочках, в тянучках, с ведром – так и пропал (прижавшись щекой к голой попе Маши).
(А Маша заслушалась.)
Отец (шепотом): Встретил женщину своей жизни и пошёл с ней.
Маша (притворяясь вникшей): Ты так хочешь?
Отец: А что, так не бывает в жизни? Вот хочешь жить со мной?
Маша: Ты уже спрашивал.
Отец: Ты мне не ответила.
Маша (растягивая слова): Па-па, ну я же твоя дочь.
Отец (страстно): Ну так что? Я же тебя не воспитывал. Я узнал, когда ты была уже взрослая. И потом… Гёте жил со своей дочкой.
Маша (скучным тоном): Нет.
Отец (с силой толкая Машу в попу, орёт): Иди!
Маша (подняв с пола свою одежду, скомкав, уходит к дверям. Бросает вещи на пол. Натягивает трусы).
Отец (рёвом): Стоять!
Маша (прячет остальное под полу кофточки; два карлика, как часовые, которым всё до лампочки, так же неподвижно сидят по сторонам копии с “Красавицы” Кустодиева; собака отца тоже тут; все – ждут).
Ну на чёрта было так издеваться над актрисой? Раздевать догола натуралистично в сцене не эротической…
Вспоминая годы ужаса, 90-е, мне такое вспоминается… С экрана ТВ слышал. Ёрничание кого-то из артистов над своей профессией, дескать, слышали, что Калягин согласился сниматься голым. (Да и Богдану Ступке в роли этого вот отца пришлось тоже тут голым сняться, хоть запросто можно было обойтись.)
Да я!..
Раз на столбе прочёл объявление о работе… Прийти надо было к такому-то часу вечера во дворец творчества молодёжи в актовый зал. – Я решил почему-то, что нанимают натурщика для начинающих художников. Решил пойти. Пока шёл, сочинял речь со своими условиями – что раздеваюсь до плавок. Если нет – поворачиваюсь и ухожу.
Набирали людей на продажу гербалайфа.
Но на что я, инженер (награду ВДНХ имел, авторское свидетельство на изобретение и целую кучу их – за промышленные образцы приборов), - и я был на что согласен!..
Надо просто представить, КАК Кира Муратова ненавидела этих совков, поддавшихся капитализму без боя, и всё-всё в фильме объяснится*.
10 мая 2021 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
*
- Ага, как же? Вот её слова:“Нет, я не над схваткой, я принимаю сторону Украины. Мне не нравится, что она воюет, но я не знаю, как можно из этого выйти — в тех стандартах, в которых живёт человечество: „Надо защищать свою территорию, надо бороться!”.
- Во-первых, это вырвано из пацифистского контекста. Дальше там так:
"Но никакая территория не стоит того, чтобы за нее убивать, даже если эту территорию называют родиной. Человечество очень любит воевать, оно усматривает в этом героизм, тех, кто не хочет воевать, оно осуждает. Но таких, к сожалению, очень мало. Мало пацифистов. Кому-то все равно, а кому-то кажется — ну, а как иначе. Многие просто не верят, что мир без войны возможен. Зачем трепыхаться, если ничего не изменишь” (https://novayagazeta.ru/articles/2015/07/16/64919-kira-muratova-171-net-ya-ne-nad-shvatkoy-ya-prinimayu-storonu-ukrainy-187).
А во-вторых, - и это, увы – у меня есть волшебная палочка-выручалочка прн несовпадении моего вывода о художественном смысле со словами художника вне своего произведения. – Что это? – Это совпадение художественного смысла с подсознательным идеалом автора. Подсознательный же идеал автора (коммунизм, а до него – настоящий социализм, с самоуправлением при попустительствующем государстве) сознанию Киры Муратовой не дан. Сознательный её идеал, в последнее время, по крайней мере, это пацифизм.
Вот и всё.
Доказательство? – Объяснимость любого элемента её фильмов идеалом коммунизма. Насколько тот теперь далёк, настолько она в ярости.
Этот подсознательный идеал (коммунизм) чувствовали коммунисты СССР, по сути ведущие СССР к капитализму. И потому она была неугодна советским киношным бонзам. О чём она и рассказывает в указанной ссылке.
Такое совпадение тоже работает на мою правоту о художественном смысле её фильмов. Как и то, что все интуитивно считают её гением. Потому и чуют, что чуют, что у неё есть подсознательный идеал. Чуяние аполитично. Потому мнение о ней как о гении единогласное.
11.05.2021.
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |