С. Воложин
Мульчер. Воскресение Христово
Художественный смысл
Личная ненависть к телесному против личного восхваления телесного. |
Как родилось Северное Возрождение, немецкое.
Макс Дворжак является для меня человеком с чуть не абсолютным художественным вкусом. И несколько предложений его очень плодотворны, надеюсь. Потому беру их, подобрав для этого соответствующую репродукцию…
Мульчер. Воскресение Христово. 1437. Фрагмент.
Изображён римский воин, приставленный караулить погребённого Христа и заснувший.
"62 На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату
63 и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну;
64 итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого.
65 Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете.
66 Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать.
1 По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.
2 И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем;
3 вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег;
4 устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые” (Матф., 27 – 28).
Так вот заснула римская стража, и на неё изливается у Мульчера индивидуальное переживание его и зрителя, глубоко верующих. Мерзкий тип изображён.
"…человек — как смертная ограниченная изменчивая материя, как второстепенная и подчиненная высшему оболочка — противопоставлен выражению душевных порывов.
На почве этого противопоставления развивается своеобразный меланхоличный реализм немецкой живописи первой половины XV в… Как на сцене, где разыгрываются мистерии, выступают… наравне с идеальными фигурами такие, которые находятся в резком противоречии с какой бы то ни было идеализацией [римские воины, для пущей действенности одетые в современные доспехи]: представители темных гибельных сил земного бытия и носителя человеческих преступлений, грехов и страстей — тусклая и слепая масса, с которой надлежит бороться высшим силам; все это [личная ненависть] первый шаг к новому обоснованию трагедии человеческой индивидуальности и судьбы, для которой не было места в рамках средневекового антиреализма” (История искусства как история духа. С. 182-183).
Открытие заключается в том, что привносится какая-то индивидуальная ненависть к низменному. Ненавидимое – конкретно. Портретно. – Это Северное Возрождение в немецком изводе. XV век.
Тогда как до того, в готике…
"…возникло новое понятие художественной красоты и возвышенности, в котором материально красивая форма представляется выражением духовных преимуществ… ударение делается не на телесной характеристике, а на связанных с нею духовных свойствах…
В этом союзе спиритуалистического идеализма средних веков с новым утверждением мира заключено происхождение нового художественного восприятия человека, которое мы обозначили как стремление раскрыть духовную личность…
Духовные индивидуальности требуют естественным образом также и телесной индивидуализации… в этой индивидуализации сначала замечается сильная, заданная основными линиями христианских жизненных заповедей типичность [опущенные уголки губ, нахмуренный лоб – для осмысливающего свою греховность]" (С. 120-121).
Неразумная дева. Статуя собора в Страсбурге. Фрагмент. Южный портал западного фасада. Конец 13 в.
А Мульчер злится на современное ему Раннее Возрождение в Италии, где просто телесную красоту, ну и индивидуальность, стали считать главной.
Пусть и через 23 года после Мульчера это нарисовано, но очень уж характерная вещь.
Пьеро делла Франческа. Воскресение Христа. Ок. 1460.
В одном из стражников художник нарисовал себя. Портретно. С симпатией.
А какой атлет-красавец этот Христос…
С точки зрения немца итальянцы безнравственны, так относясь к святым темам. – Залог будущей Реформации*.
Так вот это всё я смею у Мульчера отнести к подсознательному идеалу, который Дворжак через 500 лет сумел осознать:
"…вся индивидуальная тоска немцев предшествующего Реформации столетия…” (С.179 ).
28 марта 2019 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
http://newlit.ru/~hudozhestvenniy_smysl/6333.html
*
- Вразнос с личными переживаниями пошли и нравственные и безнравственные, и немцы и итальянцы?- Да, потому это и время Раннего Возрождения, вконец распоясавшегося земного чувства.
24.02.2020.
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |