Михнов. Картины. Художественный смысл.

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин

Михнов. Картины.

Художественный смысл.

Ницшеанство.

 

Что такое трудное чтение

Это когда простота фраз кажущаяся, ибо требует для понимания "сложнейших подразумеваний, богатства внетекстовых культурных связей” (Лотман. https://imwerden.de/pdf/lotman_struktura_khudozhestvennogo_teksta_1970__ocr.pdf).

Например, фраза про художника Михнова, сообразившего, что даже и разоблачение культа личности Сталина не приведёт ко вниманию к личности человека в стране, из-за чего надо вообще (раз и социализм бессилен) бежать (художественно) из Этого мира вообще в метафизическое иноминие. Вот эта фраза:

"У Михнова – выдавливание её [краски] из тюбика на огромную территорию. Подсознательный идеал удовлетворился тем, что получится-то непредвиденное, если так поступить. То есть нечто не такое, как в Этом мире. Ибо в Этом мире даже появление человека выводимо из набора тех условий, какие сложились сразу после Большого взрыва, породившего мир с такими физическими константами, какие позволили в будущем произойти атомам, потом молекулам, потом живым клеткам и т.д.”.

То есть читающему этот искусствоведческий текст надо бы, чтоб понимать, до того читать научно-популярный текст по физике. Знать, скажем, что энергия частицы света связана с его частотой. Чем выше частота, тем больше энергия. Ультрафиолетовый квант света энергичнее инфракрасного, скажем. И, если это записать в виде равенства, в котором с одной стороны эта энергия, а с другой частота, то при частоте должен быть коэффициент, называемый постоянная Планка, и она равна 6,626 070 1510−34 кг·м2·с−1. Так увеличение постоянной Планка более чем на 15% лишает протон возможности объединяться с нейтроном и создать ядро дейтерия (тяжёлого водорода). То есть звёзды не зажгутся. Тот же результат получится, если увеличить массу протона на 30%. Изменение значений этих физических констант в меньшую сторону открыло бы возможность образования устойчивого ядра гелия, следствием чего явилось бы выгорание всего водорода на ранних стадиях расширения Вселенной. То есть в Этом мире всё предопределено. (Можно аж в Бога поверить.) И бунт против Этого мира, это бунт против предопределения.

А если человек никогда про физику ничего не читал, а что в школе знал – забыл, то каково ему читать процитированное про Михнова?

Когда же о Михнове пишет искусствовед Екатерина Андреева:

"Михнов в этом ряду [ряду абстракционистов: Малевич, Мондриан, Кандинский и Поллок] встает единственным классицистом, чье сознание резонирует не природе или религии, не биологии или физике, но именно важнейшим элементам человеческой культуры (европейской живописи, музыке, литературе, восточной философии дзен-буддизма).” (https://nice-books.ru/books/dokumentalnye-knigi/biografii-i-memuary/115490-ekaterina-andreeva-vse-i-nichto-simvolicheskie-figury-v.html), -

то уже и я выпадаю в осадок.

Потому я считаю своим амплуа читать сверхтрудное и превращать его в просто трудное чтение. (Превратить в лёгкое, может, и можно, но противно будет писать, не от души.)

При этом я позволяю себе спорить. Например, в данном случае, я не согласен (я их не процитировал) с определениями относительно Малевича, Мондриана, Кандинского и Поллока, считая, что все абстракционисты убежали в метафизическое иномирие. Я не согласен, что классицист это привязыватель к конкретности (как это у неё сказано страницей раньше). Я не согласен считать одной из конкретностей дзен-буддизм. Ибо он – "сосредоточение ума на совершенном объекте” (https://www.oum.ru/literature/buddizm/dzen-buddizm-osnovnye-idei-kratko/) – есть бегство из Этого мира в малочувствие, что есть просто вариант метафизического иномирия, просто более мягкий, чем активный демонизм (демон же – изгнанник из Этого мира, который с Богом).

Михнов. Композиция № 209. 1977. Бумага, тушь, восковой карандаш.

Михнов. Из цикла "Квадраты". 1979. Бумага, темпера.

Михнов. Из цикла "Квадраты". 1981. Бумага, темпера.

17 июля 2023 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://dzen.ru/a/ZLUE5s5-YjK-d--E

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)