Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин

Мельников Д. Одна другой говорит…

Художественный смысл.

Протест против самой этой войны.

 

Шаблон. Но всё равно действует

Не знаю, что это за свойство души… Получать какое-то удовольствие от повторения.

Сперва бытовой пример.

Когда я был покрепче, я по утрам гулял к морю. Оно близко – в 4-х кварталах, не очень больших. Море тут обычно пустое. Но вот уж много лет стоит на горизонте один корабль, белый, с красной ватерлинией, что смутно видна в совсем ясную погоду. Что-то у него связанно, сказали, с открытием месторождения газа под дном моря. Всегда стоит точно на одном и том же месте. Но найти его на горизонте обычно трудно – далеко он, мал, а зрение у меня плохое. Приспосабливаешься замечать его с тротуара напротив определённого фонарного столба и глядя на другой столб, со светофором. Только если небольшой туман, горизонт виден, смазанный, а корабль – нет. Чтоб его увидеть, надо приходить после захода солнца – он зажигает огни, и они видны и сквозь туман. Но туманы тут редки. Месяцами стоит безоблачная ясная погода. И корабль всегда видно. – И почему-то удовольствие – его в очередной раз разглядеть. – Необъяснимо.

Вот то же со стихами Дмитрия Мельникова. Он наловчился писать стихи о Донбассе так, что они почти неизменно вызывают у меня слёзы. Я понимаю, как он это делает. У него не общие слова, а какая-то живая сценка с конкретными людьми, с именами или иной меткой. И вдруг, бац, кто-то оказывается и тут, и на том свете. И – слёзы. От неожиданности.

 

Одна другой говорит: "Не реви.

Они герои войны.

Поставят в Донецке Спас-на-крови

на средства со всей страны.

.

И будут их имена сиять

на мраморе навсегда.

Давай товар раскладывай, мать.

Масло поставь сюда.

.

Твой-то был завидный жених.

А мой шебутной, как я".

И с неба донецкого смотрят на них

бессмертные сыновья.

21.12.2022

Обыгрывается эффект памяти. Человек как бы живёт, когда о нём вспоминают. Мой товарищ раз обрадовался. Мы что-то долго не переписывались, а потом он мимолётно написал, что умерла его жена, с которой он сколько-то там времени назад развёлся по её инициативе, а он продолжал её любить. И вдруг ему такой подарок – я, который не знал о её смерти. Он мне позавидовал: она для меня была-де живая. Это он, её каждый день вспоминавший, не смог представить, что я-то её не вспоминал все эти месяцы.

А что именно в стихотворении точит слёзы? – Столкновение противочувствий, которые от столкновения текстовых противоречий: абстрактного бессмертия (имени на мраморе) – с конкретным (материнской памятью, как бы воочию видящей сына в небе).

Какой катарсис от такого столкновения? – Не знаю. Возможно, протест против самой этой войны. Её б могло не быть, - кажется обывателю, - если б в 2014-м Россия вмешалась до степени свержения киевской власти, а не признания её. Что не было тогда у России гиперзвука (как объяснил теперь Путин, и, понимай, теперь насытить им армию можно до такой степени, что Запад скоро испугается и выведет натовские войска на линию до 1997 года), то для обывателя витание в эмпиреях. А смерть сыновей для этих двух женщин, торгующих на базаре, это грубая реальность. Которую образ автора принять не хочет в последней глубине своей души, не данной его сознанию.

22 марта 2023 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://dzen.ru/a/ZBrWKO6DKmsHHQyi?referrer_clid=1400&&partner_user_id=[object%20Object]

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)