С. Воложин.
Машков. Натюрморт с лошадиным черепом. Автопортрет.
Художественный смысл.
Пробуддизм. |
Боже! Ну что мне так не везёт?
Мне не удаётся наткнуться на современное художественное произведение, в котором бы чувствовалась тайна.
И я вспомнил, что когда-то премного удивил себя, обнаружив, что объединение “Бубновый валет” (а писали они нарочито грубо) составили люди с явно подсознательным (раз они изогрубияны) идеалом нирваны (бесчувствия).
Вот возьму и загоню себя в угол: возьму абы какое произведение Машкова и попробую его истолковать самым неожиданным образом для общепринятого мнения (авангардисты, мол, то есть активисты) – как пробуддизм. Точнее, найду резоны к нему подвести.
Машков. Натюрморт с лошадиным черепом. 1914.
Отталкиваться тут я буду от того, что когда-то навело меня на пробуддизм у них – на гипнотизирующее нечто. Для медитации надо сосредоточиться на чём-то одном, чтоб остальное ушло из поля внимания. Гипнотизёры пользуются блестящим шариком. Блестящие предметы тут есть. Но они связаны с едой. В кастрюле, тазу, кофейнике – варят. Это – активность. Зато череп – пассивность. – Вот и сравним, какое место на картине самое светлое: связанное с активностью или с пассивностью.
Возьмём блик на тазу, на кастрюле и на кофейнике и сравним его по светлоте с белыми зубами черепа (предметы я рассматриваю в порядке идеологически ожидаемой мною всё большей светлоты; белый цвет имеет каждого из основных цветов по 255 едини).
предмет количество цвета |
красного |
жёлтого |
синего |
сумма |
таз |
221 |
229 |
110 |
560 |
кастрюля |
231 |
231 |
207 |
669 |
кофейник |
248 |
250 |
249 |
747 |
зуб черепа |
223 |
236 |
208 |
667 |
Опыт не удался. Я, может, целился на одну точку для замера, попал на другую.
Сделаем другой опыт. Уменьшим яркость до минимума, а контраст увеличим до максимума, а в получившемся сделаем яркости максимум, а контрастности много.
Зубы сравнялись с кофейником.
А по площади светлого – череп и без замеров видно, что он самый большой.
Если сочтёте, что подведение притянуто за уши, то учтите неожиданность помещения среди жизнеобеспечивающих предметов (кроме названных, ещё сливы, глечик, амфора и бутыль-фляга типа )… лошадиного черепа.
Но хорошо. Пусть не убеждает. – Возьмём гипнотизирующее.
Машков. Автопортрет. 1911.
Лаконизм, превалирующие холодные оттенки могут говорить о бесчувствии как идеале, сокрытом от сознания? – Могут. Само слово “со-чувствие” ассоциируется с теплотой. А уж нарочитый лаконизм – тем паче. А вот как он осмелился себе один глаз нарисовать в два раза больше, чем другой? Или усы не такие, какие носил?
Не иначе, как потворствовал чему-то не действительному в своей раскованности от впечатлений действительности. Мне хочется воспользоваться таким о нём словосочетанием: "искусством, ничего не выражающим” (http://art-portal.tilda.ws/page1871810.html), чем достигалось "сознательное избегание психологизма” (Там же). – А что такое отсутствие психологизма в портрете, как не живописание бесчувствия. В сознании – отсутствие психологизма, в подсознании – более радикальное: нирвана.
На картине обозначен сильнейший ветер: вытянулся в струнку ветроуказатель (они бывают не полосатые),
круто загибается к горизонтали дым из трубы корабля, волны выстроились в ряды.
А портретируемому хоть бы что за поднятым воротником шубы и в папахе. Он ничего плохого не чувствует. Не чув-ствует! – Подсознание распорядилось или сознание? – Я хочу думать, что подсознание. Сознание требует лаконичности, то есть однообразия волн, и апсихологичности, независимости настроения, психологии от погоды.
Я думаю, что не шибко подгонял анализ под заведомо известный синтез.
30 сентября 2019 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
https://newlit.ru/~hudozhestvenniy_smysl/6921.html
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |