Маковский К. Дети, бегущие от грозы. Прикладной смысл.

С. Воложин

Маковский К. Дети, бегущие от грозы.

Прикладной смысл.

Идеал – стабильность.

 

Академизм – это стабильность

Началось… В России перейдут к 36-часовой рабочей неделе. Искусственный интеллект и роботы скоро вытеснят людей из работы, и надо усиленно готовиться к переходу в коммунистическое самосовершенствование – в жизнь преимущественно в искусстве. Чтоб не впасть в вырождение-балдение. То есть, в частности, надо особенно жёстко бороться с балдением перед известными картинами.

Есть такой канал “Живопись” на дзен-портале. Оттуда я время от времени черпаю энергию сопротивления балдению. На этот раз авторесса оставила без разбора известнейшую картину К. Маковского.

К. Маковский. Дети, бегущие от грозы. 1872. Холст, масло.

Ну а чтоб не балдеть перед картиной, надо знать дух времени, когда она написана.

"1863 год стал последним годом первой революционной ситуации… [Но она породила передвижничество, захватившее в чём-то и К. Маковского] Спад движения c 1864 до 1868 г…. Началом подъема явились студенческие волнения зимой 1868—1869 гг., а далее он неуклонно из года в год нарастал, пока к 1879 г. в стране не сложилась вторая революционная ситуация” (https://scepsis.net/library/id_1609.html).

То есть в 70-х годах должно было начаться и охранительное движение. Его выражал академизм: всё должно быть, как века назад.

"Маковский… с середины 1870-х годов перешел к академизму” (https://megabook.ru/article/%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%20%D0%95%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87?ysclid=ll6eb8ggut536461797).

Можно думать, что тенденцией перехода к академизму явилась и разбираемая картина 1972 года.

Академизм – это "направление, которое отличает сдержанность в цветовых решениях” (https://present5.com/akademizm-v-russkoj-zhivopisi-vo-vtoroj/).

Каким несдержанным в цветовом отношении был когда-то К. Маковский видим тут:

К. Маковский. Автопортрет (фрагмент). 1860.

"Для академической живописи характерна эстетизация персонажей и их окружения… идеализация, а не передача характера и портретного сходства” (Там же).

Видно это в детях? – Видно: какие они упитанные да розовые! Эти пухленькие ручки мальчика… И какие красивые оба! Особенно девочка.

И – академическая сдержанность и в выражениях их лиц. – Гроза ж на носу. Страшно ж. Девочка ведь уже довольно большая. Знать должна, что в поле и убить может молнией. А что у неё на лице? – Тревожная прикидка, успеет она добежать или намокнут они. А мальчику и вовсе уже хорошо: он же прижался к сестре – всё.

А девочка – как ни красива, но какой-то общей красотой, без запоминающейся характерности.

Ну и "гладкость мазка, тщательная, вплоть до натурализма, проработка деталей” (Там же).

Смотрите:

у подосиновика чёрные чёрточки на ножке, у репейника видна фиолетовая опушка цветка, у кашки и лисьего хвоста чуть не каждый цветочек отдельно нарисован, на ступне каждый ноготок виден. А небо и вовсе, как живое: движется – впечатление такое.

Артистичность (выражение через наоборот) на высшем уровне: ветер, гроза, страх выражают… идеал социальной стабильности.

Из-за этого противоречия, наверно, картина так популярна. Это же странно – противоречие, даже если его сознанием и не воспринимаешь.

11 августа 2023 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://dzen.ru/a/ZNYZpThMZC7wYjhc

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)