С. Воложин.
Маяковский. Реклама.
Художественный смысл.
Насмешка над централизованным социализмом. |
Неужели эврика?!.
Я, кажется, понял, как Маяковский дошёл до жизни такой, что принялся сочинять стихи для рекламы.
Разочарование к началу ХХ века приобрело такую беспрецедентную глубину, что началась как бы новая эра в неприкладном искусстве, эра корёжения натуроподобия и всего общепринятого. Когда-то говорили, что эра эта подгадала прийти к последнему кризису капитализма, империалистическому с того мировой войной, и это – эта эра – чуяла. Как я прочёл где-то: после Ван Гога стало стыдно заглаживать мазки.
Футуризм был в принципе искусством не разочарования, а очарования, очарования прогрессом. Но разрушительные тенденции эры корёжения натуроподобия повлияли на футуристов. Они оказались очень чувствительными людьми. И чувствительность заставила их заметить, что прогресс имеет отрицательные стороны. Лес рубят – щепки летят. И… Они как бы закусив губу до боли, прогресс славили. А эта боль изливалась – да! – тоже корёжением натуры и правил.
И одно из правил было такое:
"До сих пор силлабо-тоническое стихосложение является ведущим в отечественной поэзии” (https://school-science.ru/6/10/37165).
Так взорвать его! – решил Маяковский. И перешёл на тоническое стихосложение (одинаковое число ударений в каждой строке).
Все кричат: “Молодец! Это образ революции!”. И для Маяковского и правда прогрессом была социалистическая революция.
Так социалистическая, а не… А какой та оказалась?
Что такое настоящий социализм? – Это ежедневное увеличение самодеятельности (на местах, а в масштабе страны – по Прудону – федерация федераций) за счёт потакающего государства вплоть до исчезновения самого государства, что означит приход коммунизма.
Что же случилось через несколько месяцев после Октябрьской революции? – Гражданская война. И пошёл откат – через централизацию – от курса настоящего социализма. Это те самые щепки. И – боль закушенной губы – тоническое стихосложение.
Это озарение мне открылось от чтения у себя же следующих слов:
“Так если у коллективистов-тоталитаристов “Язык постепенно начинает присваивать область поступков. Слово становится делом… (Айзенберг. http://www.vavilon.ru/texts/aizenberg/aizenberg6-1.html)".
А зарождавшийся тоталитаризм имел очень глубокие корни (не только оборону от капитализма, разозлившегося из-за поражения в России).
"Мечта о создании "нового человека", то есть человека принципиально нового, небывалого, "гостя из будущего", о кардинальной переделке всего общества, общественного быта, культуры, языка и т.п., включая саму человеческую природу [с неизжитым звериным эгоизмом], выдавала гипотетический механизм построения прежде невиданного - бесклассового, справедливого, уравненного, изобильного, сплоченного, коллективистского общества трудящихся. С кого же еще начинать создание нового общества и новой человеческой популяции, как не с детей? Кроме того, возрастное "детство" человека ассоциировалось с политическим "детством" советского общества и коммунистической цивилизации в целом, с начальным этапом принципиально нового исторического пути не только России, ставшей Советским Союзом, но и всего человечества, стоящего, как казалось, на пороге мировой революции” (https://ecsocman.hse.ru/data/2011/01/11/1214866949/Kondakov.pdf).
Относясь к людям как к детям и учитывая, что с национализированной промышленностью конкурируют частники (НЭП же), стоит рекламировать продукцию госпредприятий. Хорошо платить за рекламу.
Но Маяковский изменил бы себе, если б шкурничал. Он ещё и говорил “фэ” курсу на централизацию: хоть бы вот этим тоническим стихосложением. Да ещё и ломкой строки. Да ещё и насмешкой-гиперболой.
И так далее. (Сам конструктивизм своими ужасностями {чертёжностью, геометричностью,
отсутствием светотени} “говорит” подсознательное “фэ” централизму, маскируясь под новое и умность.) Можно не продолжать. Разве что заметить, что сознанию идеал анархии, федерации федераций (общественного устройства, предполагающегося при коммунизме) Маяковского дан не был. А в сознании была польза советской всё же власти, своей пусть и с изъянами. И куда дойдёшь по дороге пользы? Когда двузначность художественности (наличия подсознательного идеала) прячется за однозначность…
"Возглавлявшая уже длительное время Главполитпросвет Крупская обобщила свои наблюдения над советской <…> литературой, понимаемой как "могущественное орудие коммунистического воспитания". Теоретик и практик коммунистической педагогики на рубеже 1920-хи 1930-х гг. пришла к тяжелым выводам относительно вреда, который приносит литературе ее художественность: "Классовый враг использует художественность в своих целях, художественность не уменьшает, а увеличивает вред такой книги. Нам не нужна книга, искажающая действительность, дающая неверные ориентиры"” (Там же).
Верные – централизм. А насмешка над ним (тоническим стихосложением и т.д.) даёт неверные ориентиры.
Подсознательный идеал анархии, не будучи дан сознанию, заставлял Маяковского художественность предавать тоже, что в глубине души его мучило. Из-за чего он, может, и застрелился.
8 февраля 2022 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/neujeli-evrika-62025ef65b5d7a1cc9c6193d?&
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |