С. Воложин.
Маяковский. Владимир Ильич Ленин.
Прикладной смысл.
Обожествть того, кто за коммунизм с того анархическим правлением. |
Ещё одна заметка зануды
Выскажу заметку сразу. Как называлась партия, правившая в СССР, когда умер Ленин? – РКП(б). Российская Коммунистическая партия большевиков. А кому посвящена поэма Маяковского “Владимир Ильич Лени” (1924)? –
Российской коммунистической партии посвящаю
Без большевиков!
Большевики были за централизм. А Маяковский был за анархию. Без центральной власти. Как Прудон предлагал: мирно самоуправлению малых коллективов врасти в капитализм и его собою заменить постепенно. Да Маркс сумел Прудона победить во мнении участников рабочего движения Европы XIX века. А реалии России в ХХ веке оказались такими, что заставили о мирности даже и не думать. Сами анархисты в ХХ веке то и дело срывались в силу. (Потому и потерпели полное поражение. Большевики в СССР сумели внушить массам, что анархия это синоним хаосу.) Маяковский не зацикливался на практической стороне идеи. Ему, поэту, идея нравилась в качестве прогрессивной. Этого ему хватало для того, чтоб ею вдохновляться.
А умение вдохновляться я, - вслед за пушкинским “Пока не требует поэта К священной жертве Аполлон”, - считаю умением впадать в транс, то есть вытеснять идеал из сознания в подсознание. И пусть он там, неподцензурный сознанию, выдаёт такие текстовые элементы нам, восприемникам, в сознании находящимся, что они кажутся недопонятными.
Так вот с поэмой “Владимир Ильич Ленин” с Маяковским такого акта вдохновения не случилось. Он решил воспользоваться народной мудростью: о мёртвом или никак, или хорошо. Он решил в пользу хорошо. И поступил, как церковь после смерти Христа. Она отсекла все ереси и истинной верой назвала только одно из конкурирующих течений.
Маяковский поэмой своей возвёл Ленина в ранг как бы бога.
В конце концов, и коммунизм-то в своём становлении по теории марксизма заканчивал каким управлением? – Анархическим. Маяковскому можно было закрыть глаза на пока-централизм Ленина. Даже его генезис из Маркса можно было не скрывать – финал-то один: Царство Справедливости.
Жерновами дум последнее меля́ и рукой дописывая восковой, знаю, Марксу виделось видение Кремля и коммуны флаг над красною Москвой. |
Видите: - "коммуны”. Малого коллектива, самоуправляющегося.
Отсюда, из замысла возвести Ленина в божественный ранг, и всё евангельское в поэме:
"Заявление о бессмертии Ленина… Представление о Ленине как иконе… Заявление о Богочеловечестве земного Ленина… Заявление о божественной близости Ленина ко всем людям на земле… О нем пророчили Пророки… Формируется образ Блага (рая), и Врага (Ада)… Ленин — божественный просветитель — мессия” (https://zen.yandex.ru/media/unicom/religioznaia-poema-maiakovskogo-lenin-6123b468134e9202754f8835).
Причём во всей поэме вы не найдёте ничего недопонятного. Это потому, что она – произведение прикладного искусства, призванного усиливать в общем-то знаемые переживания (здесь – горя и обожествления).
Маяковскому не надо было притворяться: Ленин – факты таковы – предугадывал течение событий.
видел то, что временем закрыто. |
Перечислению этих фактов посвящены многие публикации. Ну и фактом было невероятно массовое горе от его смерти.
Смешон другой факт.
Есть такой Филатьев, большой ненавистник Маяковского. Он написал огромное произведение “Главная тайна горлана-главаря”, где он силится всякими способами навредить памяти о поэте. Человек он очень умный, и убеждают кое какие его выпады. Например, что заслуга царской охранки в том, что Маяковский большевизм оставил ради искусства, что поэма “150000000” направлена против Ленина. – Так вот этот Филатьев ничего не смог вменить в вину Маяковскому в связи с поэмой “Владимир Ильич Ленин”.
Ну в самом деле. Уходы Маяковского вообще в рекламу ещё можно выставить в негативном свете: как низко пал-де поэтом считающийся этот неграмотно пишущий недоучка. Но как укусить за хорошее отношение к Ленину в обсуждаемой поэме, если и тот, и другой – моральные уроды? Один – убийца тысяч людей, другой – сотрудничал с советской охранкой-убийцей. – И пришлось Филатьеву от себя не сказать никакого “фэ” этой поэме.
9 октября 2021 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |