С. Воложин.
Маяковский. Радоваться рано.
Художественный смысл.
Подсознательный идеал нахождения нового в социуме; тут – что свернули с пути в настоящий социализм. |
Медленным шагом, ровным зигзагом…
Я надеюсь, что очень маленькими “шагами” с верного течения мысли можно не сбиться…
Вот революция в России победила, гражданская война ещё не началась. Начало 1918 года. Чем опять недоволен Маяковский? (Раньше – тем, что революция не наступает.)
"С удивлением смотрю я, как с подмостков взятых театров звучат "Аиды" и "Травиаты" со всякими испанцами и графами, как в стихах, приемлемых вами, те же розы барских оранжерей, и как разгораются глаза ваши перед картинками, изображающими великолепие прошлого.
Или, когда улягутся вздыбленные революцией стихии, вы будете в праздники с цепочками на жилетах выходить на площадки перед вашими районными советами и чинно играть в крикет?” (Открытое письмо рабочим. 15 марта 1918. http://mayakovskiy.lit-info.ru/mayakovskiy/articles/otkrytoe-pismo-rabochim.htm).
- Чего я рою землю?
- Я хочу понять совершенно ужасное по словам стихотворение Маяковского конца 1918 года.
РАДОВАТЬСЯ РАНО
Будущее ищем. Исходили вёрсты торцов. А сами расселились кладби`щем, придавлены плитами дворцов. Белогвардейца найдете — и к стенке. А Рафаэля забыли? Забыли Растрелли вы? Время пулям по стенке музеев тенькать. Стодюймовками глоток старье расстреливай! Сеете смерть во вражьем стане. Не попадись, капитала наймиты. А царь Александр на площади Восстаний стоит? Туда динамиты? Выстроили пушки по опушке, глухи к белогвардейской ласке. А почему не атакован Пушкин? А прочие генералы классики? Старье охраняем искусства именем. Или зуб революций ступился о короны? Скорее! Дым развейте над Зимним — фабрики макаронной! Попалили денек-другой из ружей и думаем — старому нос утрем. Это что! Пиджак сменить сиаружи — мало, товарищи! Выворачивайтесь нутром! [1918] |
Интересно, что процитированные слова я впервые прочёл в работе Филатчева, посвящённой развенчанию Маяковского всюду, где он, Филатчев, только может.
Он самортизировал непонятностью для рабочих таких слов “Открытого письма”:
"Только взрыв Революции Духа очистит нас от ветоши старого искусства.
Да хранит вас разум от физического насилия над остатками художественной старины. Отдайте их в школы и университеты для изучения географии, быта и истории, но с негодованием оттолкните того, кто эти окаменелости будет подносить вам вместо хлеба живой красоты.
Революция содержания — социализм-анархизм — немыслима без революции формы — футуризма” (Там же).
То есть Маяковский уже в начале 1918 года понял (а к концу 1918 года вовсю уже горела гражданская война, и с независимостью советов было покончено централизацией власти), что страна пойдёт не путём настоящего социализма (ежедневного увеличения самодеятельности за счёт потакающего государства вплоть до исчезновения этого государства, то есть вплоть до наступления коммунизма с властью – анархией {без центральной власти}).
Как мыслимо воевать, имея анархическое устройство власти, я не понимаю. Или понимаю. Как это представлял Андрей Платонов. У него в “Чевенгуре” есть сцена, как в отбитом у богатых слобожан городе в читальне сидят красноармейцы и читают, не обращая внимания, что кто-то из слобожан может подкрасться из пригорода и стрельнуть через окно в голову читающего красноармейца.
Нехорошую тенденцию в общественной жизни Маяковский почувствовал и забил тревогу. И был прав. Через 70 лет общество, идя по неанархистскому, скажем так, пути, почти полностью переродилось и стало готово для реставрации капитализма.
То есть стихотворение “Радоваться рано” надо счесть не футуристическим, а реалистическим произведением. И вдохновлено оно подсознательным идеалом открытия нового в социуме.
Как всегда, то, что рождено подсознательным идеалом, обладает нецитируемым художественным смыслом.
2 июня 2021 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |