Тулуз-Лотрек. Мулен Руж Ла Гулю. Художественный смысл.

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин

Тулуз-Лотрек. Мулен Руж Ла Гулю.

Художественный смысл.

Ницшеанство.

 

Просьба: уважайте ненависть!

 

Всякое великое искусство порождается ненавистью.

Тулуз-Лотрек

Когда она – осознаваемая часть подсознательного идеала бегства из Этого скучного и вообще по-всякому плохого мира в принципиально недостижимое метафизическое иномирие. Это – философское ницшеанство. Оно ещё не самое худшее, что может случиться с художником. Оно ещё не на совсем плохой стадии имморализма. Оно ещё всего лишь “над Добром и Злом”. Оно призвано смещать соотношение (Зла к Добру) в художественных моделях в пользу зла (5/8 к 1/8) в надежде на активизацию каких-то внутренних резервов сопротивления Злу, в чём состоит от ницшеанства польза для совершенствования человечества при испытании его неприкладным искусством. Поэтому ницшеанство всё же может быть естественным идеалом, т.е. приходить к человеку в подсознательном виде.

Уважайте, ибо есть ещё такие идеалы, как декадентство (считать нормой равенство Добра и Зла) и сатанизм (радоваться, что Зло сильней Добра), которые могут быть только искусственными (от сознания). Они и по содержанию хуже ницшеанства.

Их искусственность обусловлена тем, что рождалось искусство (вместе с рождением человека как такового) больше от подсознательного идеала (МЫ – люди!), чем от осознаваемого (ввести экстраординарностью в ступор внушателя отдать внушаемой самке дитё на съедение стаду и тем дитё это самкой спасти; эффект не всегда достигался; тогда как переживание “МЫ – люди!”, хоть и подсознательное, но как-то темно ощущалось и сознанием всегда).

Другое дело, что из-за общего перевеса оптимизма в человечестве подсознательное бегство кого-то в метафизическое иномирие большинством не постигается, не осознаётся. Осознаваемое (ненависть к Этому миру) осознаётся. А ради чего – нет!

Ещё нюанс: философское ницшеанство имеет больше шансов быть признанным как вдохновение художника, если есть какая-то крупная беда у него. Например, полное отсутствие женщин у самого Ницше, чахотка у Чехова, суровый отец у Сезанна и т.д. И очень часто эта сторона дела не известна.

Например, можно ли что-то негативное найти у Тулуз-Лотрека?

Спрашиваем в поисковике и получаем:

"…его отец и мама были кузинами, и это неизбежно сказалось на их сыне Анри. Он был невысокого роста и отличался слабым здоровьем, а в тринадцать лет с ним случилось несчастье — катаясь на лошади, он упал и сломал левую ногу. В 14 лет история повторилась, только на сей раз нога была правая. Кости срослись не очень удачно, и рост мальчика прекратился… Отец стал стесняться такого сына, и вместо блестящего будущего Тулуз-Лотрек чувствовал себя в этой семье ненужным… с настоящей любовью ему не везло — порядочные девушки его круга сторонились “распутного карлика”… В итоге он всё же заразился сифилисом” (https://dzen.ru/a/Yw5hNNO_mQPWSW2S).

Изображая ужасы окружавшей его жизни, он – катарсически (не образно), - как и другие постимпрессионисты, - выражал неосознаваемый противоположный ужасу идеал – метафизическое иномирие.

А тут в области изобразительной техники случилось открытие, давшее возможность выражать его и образно.

"Литография была изобретена в 1798 году, но на протяжении десятилетий она была слишком медленной и дорогой для производства плакатов. Большинство плакатов по-прежнему представляли собой простые гравюры на дереве или металле с небольшим количеством цвета или дизайна. Все изменилось примерно в 1880 году с “литографическим процессом с тремя камнями” Шере, прорывом, который позволил художникам получить каждый цвет радуги всего с тремя камнями - обычно красным, желтым и синим – напечатанными с тщательной регистрацией” (https://www.internationalposter.com/a-brief-history-of-the-poster/).

В отличие от живописи маслом литография акцентировала плоское, однородный вид и контраст. И Тулуз-Лотрек “решил” (кавычки я ставлю, потому что это его подсознательный идеал), что эти странности годятся для образного выражения иномирия.

Тулуз-Лотрек. Мулен Руж Ла Гулю. 1891. Литография.

17 мая 2023 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://dzen.ru/a/ZGT9JfGZJUAVHhm4

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)