Лисицкий. Проун 1 С. Проун 1Е (Город). Скрытый прикладной смысл.

С. Воложин

Лисицкий. Проун 1 С. Проун 1Е (Город).

Скрытый прикладной смысл.

Коммунизму ж новые проекты нужны.

 

Чудо прикладного искусства

Оно, вообще-то, не должно создавать впечатление чуда, ибо создаётся из головы, а не из подсознательного идеала с естественной для такой “мути” недопонятностью.

А для тех, кто притворяется недопонятным не хочется применять слово “чудо”.

Но вот, оказывается, что можно ТАК замыслиться… Что получится недопонятность и без подсознательного идеала.

Вот Лисицкий в связи с победами самой Октябрьской революции и с победами во вскоре после неё начавшейся гражданской войне (он жил в Витебске, а туда война вообще не дошла) решил этому оптимизму подыграть, почувствовав, что Малевич (обретающийся в Витебске же) какой-то всененавистник со своим супрематизмом, и стал Лисицкий, казалось бы, просто в пику приделывать плоским геометрическим фигурам малевичским объём.

Лисицкий. Проун 1 С. 1919.

Лисицкий. Проун 1Е (Город). 1919.

Думая при этом так:

"…для нас искусство – СОЗИДАНИЕ новых ВЕЩЕЙ. Этим определяется наше тяготение к реализму, к весу, объёму, к земле. Но отнюдь не следует полагать, что под вещами мы подразумеваем предметы обихода… мы не хотим ограничивать производства художников утилитарными вещами [домами, скажем]. Всякое организованное произведение – ДОМ, ПОЭМА ИЛИ КАРТИНА – ЦЕЛЕСООБРАЗНАЯ ВЕЩЬ, не уводящая людей из жизни [как в прежнем искусстве, условном], но помогающая её организовать… Примитивный утилитаризм чужд нам” (https://www.togdazine.ru/article/1263).

Может, имелось в виду то, что потом назвали эргономикой (физиология + техника + психология = целесообразность).

Но вероятнее, что это что-то связанное с самосовершенствованием человека, т.е. с коммунизмом.

То есть – гигантская идея… Но – осознаваемая. Коммунизм-то, понимался, будет построен очень скоро. И геометрия для такой идеализации очень годится. А гигантскость, с трудом постигаемая, должна выражаться недопонятностями. Например, перед нами виды сверху на архитектурный ансамбль или на часть города в границах некого кругообразного озеленения, представленные в виде проектов застройки. Так что это за чёрное? Асфальтовое покрытие? – Недопонятно…

Новизна, соответствующая новому общественному строю, состоит в категорическом отказе от однообразия в размерах зданий и в их соотношениях друг с другом. Но не всё поддаются интерпретированию. Скажем, что это за очень тонкая стена на первой картинке? Неужели звукозащита? – Недопонятно… Что такое оранжевое на второй картинке?

(Проун – тоже не понятно. Расшифровывается: проект утверждения нового.)

Лисицкий, как говорится, бежит впереди паровоза революции. Сознанием.

Вспоминая вскоре последовавшее массовое строительство бараков при индустриализации, а при Хрущеве – хрущёб, очень похоже на сегодняшнюю победительность украинской пропаганды в войне с Россией.

31 июля 2023 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://dzen.ru/a/ZMflHjw0hzqmhdXb

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)