С. Воложин
Лисицкий. Проун 1 С. Проун 1Е (Город).
Скрытый прикладной смысл.
Коммунизму ж новые проекты нужны. |
Чудо прикладного искусства
Оно, вообще-то, не должно создавать впечатление чуда, ибо создаётся из головы, а не из подсознательного идеала с естественной для такой “мути” недопонятностью.
А для тех, кто притворяется недопонятным не хочется применять слово “чудо”.
Но вот, оказывается, что можно ТАК замыслиться… Что получится недопонятность и без подсознательного идеала.
Вот Лисицкий в связи с победами самой Октябрьской революции и с победами во вскоре после неё начавшейся гражданской войне (он жил в Витебске, а туда война вообще не дошла) решил этому оптимизму подыграть, почувствовав, что Малевич (обретающийся в Витебске же) какой-то всененавистник со своим супрематизмом, и стал Лисицкий, казалось бы, просто в пику приделывать плоским геометрическим фигурам малевичским объём.
Лисицкий. Проун 1 С. 1919.
Лисицкий. Проун 1Е (Город). 1919.
Думая при этом так:
"…для нас искусство – СОЗИДАНИЕ новых ВЕЩЕЙ. Этим определяется наше тяготение к реализму, к весу, объёму, к земле. Но отнюдь не следует полагать, что под вещами мы подразумеваем предметы обихода… мы не хотим ограничивать производства художников утилитарными вещами [домами, скажем]. Всякое организованное произведение – ДОМ, ПОЭМА ИЛИ КАРТИНА – ЦЕЛЕСООБРАЗНАЯ ВЕЩЬ, не уводящая людей из жизни [как в прежнем искусстве, условном], но помогающая её организовать… Примитивный утилитаризм чужд нам” (https://www.togdazine.ru/article/1263).
Может, имелось в виду то, что потом назвали эргономикой (физиология + техника + психология = целесообразность).
Но вероятнее, что это что-то связанное с самосовершенствованием человека, т.е. с коммунизмом.
То есть – гигантская идея… Но – осознаваемая. Коммунизм-то, понимался, будет построен очень скоро. И геометрия для такой идеализации очень годится. А гигантскость, с трудом постигаемая, должна выражаться недопонятностями. Например, перед нами виды сверху на архитектурный ансамбль или на часть города в границах некого кругообразного озеленения, представленные в виде проектов застройки. Так что это за чёрное? Асфальтовое покрытие? – Недопонятно…
Новизна, соответствующая новому общественному строю, состоит в категорическом отказе от однообразия в размерах зданий и в их соотношениях друг с другом. Но не всё поддаются интерпретированию. Скажем, что это за очень тонкая стена на первой картинке? Неужели звукозащита? – Недопонятно… Что такое оранжевое на второй картинке?
(Проун – тоже не понятно. Расшифровывается: проект утверждения нового.)
Лисицкий, как говорится, бежит впереди паровоза революции. Сознанием.
Вспоминая вскоре последовавшее массовое строительство бараков при индустриализации, а при Хрущеве – хрущёб, очень похоже на сегодняшнюю победительность украинской пропаганды в войне с Россией.
31 июля 2023 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
https://dzen.ru/a/ZMflHjw0hzqmhdXb
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |