Лентулов. Немухин. Картины. Художественный смысл.

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Лентулов. Немухин. Картины.

Художественный смысл.

Пробуддизм.

 

Возможно, ничего не получится

Сначала, вот, написал этот заголовок, теперь приступаю к самой статье.

Люблю себя загонять в угол и выкарабкиваться из него.

Как ни мало на меня отзываются читатели, помнится, кто-то поиздевался надо мной за пробуддизм, мол, художников “Бубнового валета” (1911 – 1917).

В самом деле, никто, кроме меня, пробуддизма в их творчестве не видел и не видит. Ну или почти никто. Если спросить в Яндексе: “"Бубновый валет" (буддизм | пробуддизм | малочувствие | пассивный демонизм)”, - то, кроме меня на первой строке, больше сайтов, содержащих что-то из обоих составляющих вопроса, нет. В Гугле – есть, четыре первых строки:

"Советский нонконформизм и наследие русского авангарда

https://www.dereksiz.org › sovetskij-nonkonformizm-i-na...

... а именно общества художников "Бубновый валет”, с которым, по-видимому, ... чем демонизмом и предопределенностью своего значения, но, тем не менее, ...

.

Ночь: ритуалы, искусство, развлечение - Государственный ...

http://sias.ru › upload › iblock › 2014_night_240

PDF

автор: ЕВ Дуков · 2014 — Ночь – время пассивного отдыха и прежде всего сна. Ночь – вре- ... ("Бубновый валет”, “Кубизм”) искусства: 36,4% мужчин и 63% женщин.

240 страниц

.

Аксенов И. А. Из творческого наследия. Т. 2. - teatr-lib.ru

http://teatr-lib.ru › Library › Aksyonov

Люди активного характера стали революционерами, пассивные, созерцатели пустились в ... потом архаическое (Бубновый Валет), потом геометрическое (кубизм).

.

КорневиЩе-две-тыЩи! Слава Творцу! Свершилось! Останки ...

http://library.lgaki.info › Корневище_2000

PDF

перекликаются с идеями дзэн (чань)-буддизма. ... выставки в Дюссельдорфе)) ... "Бубновый валет" - художественное объединение в русском искусстве нач. ХХ.”.

Придётся посмотреть все четыре: может там не смысловое совпадение, а случайное.

*

Берём первый сайт.

Я твёрдо помню, как меня впервые озарило насчёт пробуддизма “Бубнового валета”. Это были слова: “Холст… с гипнотизирующими взглядами персонажей” (http://virtualrm.spb.ru/ru/node/13899) про “Автопортрет и портрет Петра Петровича Кончаловского. 1910” Машкова. Гипнотизирующие взгляды – это что-то цепенящее, обездвиживающее.

А в этом сайте есть похожие слова "Мантия магического”:

"Мантия оккультного или, по крайней мере, магического украшает и плечи Немухина, карточные композиции которого (“Композиция с картами”, 1988…

Немухин. Композиция с картами. 1987.

и “Карточный стол”) восходят к многолетней традиции… Этот лейтмотив был развит художниками-авангардистами, использовавшими карточную символику как в своих картинах… так и в названии одной из главных группировок, а именно общества художников “Бубновый валет”, с которым, по-видимому, связан одноименный коллаж Немухина (акрилик, 1990). Конечно, для Немухина, как для тонкого мастера, для которого очень важны идеи равновесия, веса и симметрии в картине, карты могли быть привлекательны своей четкой прямоугольностью и орнаментальностью в большей степени, чем демонизмом… но, тем не менее, карточные игры на картинах Немухина, в которых отсутствуют игроки, неизменно порождают ощущение загадочности.” (https://www.dereksiz.org/sovetskij-nonkonformizm-i-nasledie-russkogo-avangarda.html).

И хоть "демонизм” тут взят не со словом “пассивный”, зато тут есть другие слова, ассоциирующиеся с малочувствием: "идеи равновесия”.

*

Следующий сайт. – Случайность.

Ещё следующий. – Опять случайность.

И ещё следующий. – Тоже случайность. А о “Бубновом валете” даже обратное малочувствию написано:

"Среди многочисленных художественных групп того времени основатели “Б.в.” выделялись неиссякаемой энергией”.

Я авторов этого сборника, помнится, уже ловил на том, что для них не существует нецитируемости, так сказать, художественного смысла, вытекающего из того, что художественный смысл – это содержание подсознательного идеала, который переведён в слова путём озарения, являющегося последействием искусства, а не его непосредственным действием (непосредственно только и чуешь ЧТО-ТО, словами невыразимое, да энергию живописи – она на поверхности).

*

Теперь – к портрету Лентулова.

Лентулов. Женщина с гитарой. 1913.

Другие цвета на других репродукциях:

Какие б разные ни были б оттенки, ясно одно: грубость и контрасты.

Зачем?

Процитирую своё давнее озарение:

“…нарочитой грубостью письма они выражали… идеал нирваны. Такого, скажем её подвида, как то, что получается введением себя в транс, что ли, от цепкого сосредоточения внимания на чём-то (как это ни трудно, ибо жизнь-то – отвлекать норовит). Вот это отвлечение нарисовано c грубостью, всяким балаганным, площадным. И оно доведено до пародии. Следовательно, отрицается. Так какой результат столкновения таких противоречий? – Загипнотизированность некая.

Имеем дело не с образом (иносказанием), а с результатом противочувствий (третьесказанием, скажем так)” (http://art-otkrytie.narod.ru/lentulov.htm).

Похож я на напёрсточника?

Но это лучше, чем если б не получилось всё объяснить с единой точки зрения.

Пробуддизм не от хорошей жизни возникает. Вот Лентулов от неё, нехорошей, и удирал, не осознавая, в нечто противоположное грубостей и контрастов, их пародируя.

Немухин на другом отрезке века столкнулся с такой же нехорошестью жизни и тоже убежал в малочувствие, выражая его не третьесказанием, а иносказанием (второсказанием). – Вот некоторые самые характерные произведения, это малочувствие как идеал выражающие.

Немухин. Композиция с тройкой бубен. 1993. Бумага, литография, графитный карандаш, карта, коллаж.

Немухин. Композиция с картой. 2014. Бумага, смешанная техника.

14 апреля 2022 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/vozmojno-nichego-ne-poluchitsia-62583cf263558871ef98af66?&

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)