С. Воложин.
Купер. Картины.
Прикладной смысл.
Самоповторение в хвале абы какой жизни. |
Купер, да не Фенимор.
Простите меня, читатель! Как зависимость какая-то у меня… Не могу не начать с рассказа о себе. Раскачка такая…
Я не помню, сколько лет мне было, когда я записался в библиотеку. Какие-то надцать. Я записался для того, чтоб читать Фенимора Купера. Исключительность индейцев меня привлекала.
Хм. Я Фенимора потому вспомнил, что взялся писать о картинах художника Юрия Купера. А у того пафос прямо противоположный исключительности.
Признаться, как я до этого дошёл? – Аж страшно. Осу`дите.
Я услышал его имя по телевизору. Записал. А потом стал смотреть раздел картинки в интернете. – Смотрю, как в афишу коза. Ничего мне не говорят.
Купер. Трава. 2016.
Стал открывать сайты с текстом. Читать. – Ничего мне чтение не говорит. Где-то прочёл слова самого художника, что он привлекает внимание множеством информации: чем больше разных точек на холсте, тем притягательнее. – Как-то неоспоримо, но редуцировано, снижено… А в одном месте я насторожился:
"И нужно отметить, что этот стиль мастер придумал не сам, его идею он заимствовал из нового течения средины прошлого столетия, получившее широкую распространенность в то время в Италии. Arte Povera –“бедное искусство”” (https://kulturologia.ru/blogs/191219/44947/).
А надобно сказать, что я много о чём написал за жизнь. И пустых текстов я не пишу. И всё вписано в мой сайт, и мгновенно там находится поиском по сайту. – Я спросил: “Arte Povera”. Мне выдало:
"Когда в застой, на Малой Грузинской в Москве ютилось оппозиционное искусство, я видел в стиле арте-повера (бедного искусства) из мешковины сделанную хоругвь... Это вполне соответствовало загнанному положению церкви в тогдашнем СССР и вызывало уважение к ее мужеству”.
И тут меня озарило: хвала абы какой жизни. Формула импрессионизма! Только импрессионизм хвалу выражал светоносностью. А Купер – вот этим множеством информации.
Купер. Пустой тюбик от краски. 2005. Холст, акрилик, коллаж.
В самом деле, смотрите. Любой оттенок имеет сложнейший контур.
А какие объекты изображения! – Это ж ерунда ерундой!
Я вспомнил, что мельком видел его Кармен…
Купер. Кармен. 2008. Металл, смешанная техника.
Я вообще-то читал новеллу реалиста Мериме. Но мне, падкому когда-то на исключительность, впечатление от прозы полностью перебили музыка Родиона Щедрина и балет Альберта Алонсо. Балет на меня так подействовал, что я боялся, что не выдержу и разрыдаюсь на весь театр. Благо, что сидел с мамой, перед которой не стыдно и опростоволоситься, и в ложе – можно было (что я и сделал) мгновенно выскочить в пустой коридор, оставив всех аплодировать и вызывать убежавших артистов на сцену.
Так какая там Кармен удивительная душевно и физически – слов нет.
А у Купера? – Прямая противоположность! Простецкая шлюха. – Хвала абы какой жизни!
60 лет тому назад я влюбился в такую. Даже и лицом похожа! Семь лет она меня мучала. Мой физиономизм говорил мне, что она шлюха, а любовь не позволяла взять и проверить. И так и оказалось, когда проверил. Или потому, что я стал от бед и старости каким-то деревянным, или потому что я основательно выбросил её из головы ещё тогда, я сейчас аж не сразу сообразил, что эта похожа на неё. И хорошо. Былое чувство не позволило б мне честно охарактеризовать изображение как абы какую жизнь.
Однако есть и кое-что плохое. Я не верю, что Купер пишет по вдохновению. У него сотни, наверно, картин одного и того же толка. Еще про хронологически первых сколько-то я могу поверить, что им руководил подсознательный идеал хвалы абы какой жизни. А дальше – самоповторение.
12 февраля 2021 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/kuper-da-ne-fenimor-6026e47fb498705a81cc82fb
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |