Крылов И. Стрекоза и Муравей. Художественный смысл.

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Крылов И. Стрекоза и Муравей.

Художественный смысл.

Мудрость.

 

Полуэлемент,

или

Как плохо нас учат

Однажды со мной случился такой конфуз. Я зашёл в некий институт повышения квалификации, спросил в канцелярии, есть ли у них своя библиотека, и, получив ответ, что есть, предложил купить мою свежеизданную малотиражную книгу с разборами художественных произведений. А меня спросил человек: “А вы можете сказать, что такое метафора?” Я обиделся и ушёл. Хуже того, обескураженный, я, пожалуй, и не мог в ту секунду ответить. А потом-потом до меня дошло, что это неправомерный вопрос.

Дошло тогда, когда я оснащал свой искусствоведческий сайт страницей “Элементы” (в смысле – художественные), откуда можно было б скопировать название элемента (например, метафора), перенести его в окно поиска по сайту на главной странице, кликнуть и получить список статей, где употреблено слово “метафора”.

У меня замысел провалился.

Я тогда был обуреваем проповедью художественности по Выготскому. Его теорию можно записать формулой: сочувствие + противочувствие = возвышение чувств (или катарсис).

Одной из причин, по-моему, почему Выготский при жизни не стал публиковать свою теорию, был тот факт, что она не охватывала образности, а ограничивалась только далеко непрямым выражением вдохновляемого. То есть, понимаете, образ это как бы близко непрямое. Иносказание (второсказание). “Из кельи восковой”, например, - это “из улья”. А бывает как бы третьесказание. Например, мудрость, не залёты в крайности, выраженные басней Крылова “Стрекоза и Муравей”. Там ни слова нет о мудрости. А переживание её у восприемника возникает. – Меня это так поражало и восхищало, что я решил создать целый сайт для пропагандирования этого. Но для заполнения страницы “Элементы” (в смысле – художественные), получалось, во-первых, что я её должен заполнить парами полуэлементов. Например, для “Стрекозы и Муравья” – красота/хозяйственность. Во-вторых, пара не обладала универсальностью, как метафора. С памятью, правда, о Пушкине, но ту же метафору может применить и другой человек: “…пусть будет келья восковая, ещё слетятся пчёлки роевые, и мёдом полные ячеечки зальём”. Если я собрался пропагандировать Выготского, то страница “Элементы” теряла смысл. Ибо пара полуэлементов в каждом художественном произведении возникала своя и зависела только от того целого, которым был вдохновлён автор именно этого произведения.

Я оставил на сайте страницу “Элементы” как памятник той методической ошибки, в которую впадают все учителя, превращая нас в формалистов, разбирающих ЧЕМ (каким элементом) выражено ЧТО (какая идея произведения), молчаливо подразумевая, что и ЧЕМ, и ЧТО могут повторяться и повторяться в других произведениях и другими авторами.

21 апреля 2022 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/poluelement-ili-kak-ploho-nas-uchat-626133be736fdd6eff7b13a0?&

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)