С. Воложин.
Крылов И. Стрекоза и Муравей.
Художественный смысл.
Мудрость. |
Полуэлемент,
или
Как плохо нас учат
Однажды со мной случился такой конфуз. Я зашёл в некий институт повышения квалификации, спросил в канцелярии, есть ли у них своя библиотека, и, получив ответ, что есть, предложил купить мою свежеизданную малотиражную книгу с разборами художественных произведений. А меня спросил человек: “А вы можете сказать, что такое метафора?” Я обиделся и ушёл. Хуже того, обескураженный, я, пожалуй, и не мог в ту секунду ответить. А потом-потом до меня дошло, что это неправомерный вопрос.
Дошло тогда, когда я оснащал свой искусствоведческий сайт страницей “Элементы” (в смысле – художественные), откуда можно было б скопировать название элемента (например, метафора), перенести его в окно поиска по сайту на главной странице, кликнуть и получить список статей, где употреблено слово “метафора”.
У меня замысел провалился.
Я тогда был обуреваем проповедью художественности по Выготскому. Его теорию можно записать формулой: сочувствие + противочувствие = возвышение чувств (или катарсис).
Одной из причин, по-моему, почему Выготский при жизни не стал публиковать свою теорию, был тот факт, что она не охватывала образности, а ограничивалась только далеко непрямым выражением вдохновляемого. То есть, понимаете, образ это как бы близко непрямое. Иносказание (второсказание). “Из кельи восковой”, например, - это “из улья”. А бывает как бы третьесказание. Например, мудрость, не залёты в крайности, выраженные басней Крылова “Стрекоза и Муравей”. Там ни слова нет о мудрости. А переживание её у восприемника возникает. – Меня это так поражало и восхищало, что я решил создать целый сайт для пропагандирования этого. Но для заполнения страницы “Элементы” (в смысле – художественные), получалось, во-первых, что я её должен заполнить парами полуэлементов. Например, для “Стрекозы и Муравья” – красота/хозяйственность. Во-вторых, пара не обладала универсальностью, как метафора. С памятью, правда, о Пушкине, но ту же метафору может применить и другой человек: “…пусть будет келья восковая, ещё слетятся пчёлки роевые, и мёдом полные ячеечки зальём”. Если я собрался пропагандировать Выготского, то страница “Элементы” теряла смысл. Ибо пара полуэлементов в каждом художественном произведении возникала своя и зависела только от того целого, которым был вдохновлён автор именно этого произведения.
Я оставил на сайте страницу “Элементы” как памятник той методической ошибки, в которую впадают все учителя, превращая нас в формалистов, разбирающих ЧЕМ (каким элементом) выражено ЧТО (какая идея произведения), молчаливо подразумевая, что и ЧЕМ, и ЧТО могут повторяться и повторяться в других произведениях и другими авторами.
21 апреля 2022 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |