С. Воложин
Быков. Счастье
Коровин. Северные панно
Иллюстративный смысл
Где-то первый раз, открывая это цветовое решение, может, и вмешалось подсознание. |
Как я сам себя поймал на двойных стандартах
Это случилось в один и тот же день. Я разбирался с художественным смыслом картин импрессиониста Коровина, а знакомый мне прислал ссылку на стихи Дмитрия Быкова.
Вот они.
Счастье
1.
Старое, а в чем-то новое чувство начала февраля, Небо серое, потом лиловое, крупный снег идет из фонаря. Но ясно по наклону почерка, что все пошло за перевал, Напор ослаб, завод кончился, я пережил, перезимовал. Лети, снег, лети, вода замерзшая, посвети, фонарь, позолоти. Все еще нахмурено, наморщено, но худшее уже позади. И сколько ни выпади, ни вытеки – все равно сроки истекли. (Я вам клянусь: никакой политики, это пейзажные стихи). Лети, щекочущее крошево, гладь лицо, касайся волос. Ты слышишь – все кончено, все кончено, отпраздновалось, надорвалось. Прощай, я пережил тебя, прости меня, все было так бело и черно, Я прожил тут самое противное и вел себя, в общем, ничего. Снег, снег, в сумятицу спущусь твою, пройдусь, покуда все еще спят, И главное, я чувствую, чувствую, как моя жизнь пошла на спад. Теперь бы и жить, чего проще-то, довольно я ждал и горевал – Но ясно по наклону почерка, что все идет за перевал. Кружится блестящее, плавное, подобное веретену. При мне свершилось тайное, главное, до явного я не дотяну. Бессонница. Ночь фиолетова. Но я еще насплюсь, насплюсь. Все вверх пойдет от снегопада этого, а жизнь моя на спуск, на спуск. Нравится мне это испытание на разрыв души моей самой. Нравится мне это сочетание, нравится до дрожи, Боже мой. |
2.
Но почему-то очень часто в припадке хмурого родства Мне видится как образ счастья твой мокрый пригород, Москва. Дождливый вечер, вечно осень, дворы в окурках и листве, Уютно очень, грязно очень, спокойно очень, как во сне. Люблю названья этих станций, их креозотный, теплый чад – В них нету ветра дальних странствий, они наречьями звучат, Подобьем облака ночного объяв бессонную Москву: Как вы живете? Одинцово, бескудниково я живу. Поток натруженного люда и безысходного труда, И падать некуда оттуда, и не подняться никуда. Нахлынет сон, и веки тяжки, и руки – только покажи Дворы, дожди, пятиэтажки, пятиэтажки, гаражи. Ведь счастье – для души и тела – не в переменах и езде, А в чувстве полноты, предела, и это чувство тут везде. Отходит с криком электричка, уносит музыку свою: Сегодня пятница, отлично, два дня покоя, как в раю, Толпа проходит молчаливо, стук замирает вдалеке, Темнеет, можно выпить пива в пристанционном кабаке, Размякнуть, сбросить груз недели, в тепло туманное войти – Все на границе, на пределе, в полуживотном забытьи; И дождь идет такой смиренный, и мир так тускло озарен – Каким манком, какой сиреной меня заманивает он? Все неприютно, некрасиво, неприбрано, несправедливо, ни холодно, ни горячо, Погода дрянь, дрянное пиво, а счастье подлинное, чо. |
А вот что я ответил знакомому на его желание возбудить во мне со-чувствие с Быковым и с ним самим, жалеющим Россию за погружение опять в сталинизм:
"Если вы мне поверите, то Быков не поэт в высшем смысле.
Поэт в высшем смысле выражает своё подсознательное и обращается к чужому подсознанию. Оттого получается вообще-то нечто непонятное.
А в этих стихах - КАК БЫ нечто невнятно-непонятное.
Потому КАК БЫ, что шито белыми нитками. Первое стихотворение о том, что выдохся оранжевый протест конца 2011 - начала 2012 годов. А второе стихотворение, как противно-приятно опуститься до мещанского уровня и не бунтовать. В смысле - фэ уралмашзаводовцам и увы креативному классу.
Он заранее знал, о чём он будет сочинять каждый стих.
Его заслуга лишь в том, что он может притвориться говорящим из подсознания”.
Взял и заклеймил человека не-поэтом-в-высшем-смысле.
Будто не может быть, что его мучит то, что Россия гибнет (так он думает), а он, Быков, увы, имеет слабость "Размякнуть, сбросить груз недели”.
Ну не может человек не быть мещанином большую часть каждых суток: спать, есть, размякнуть… Он в себе мещанство, может, презирает, но вынужден с ним в себе жить. – Вот и вырвались у него стихи. Да, о знаемом, но – мучающем.
Или у него сомнение? Ведь протест-то у него – против чего? Против путинского режима, нивелирующего личность ради чего-то общего. То есть он за Пользу для себя, дорого. То есть – то же мещанство! Так какая разница, если и борешься – за мещанство, и когда не борешься – тоже мещанин.
Тогда и сомнение тоже ж его гонит писать стихи… Делать то же, когда предостаточно в его действиях "политики”.
Одно и то же… Одно и то же…
И не скучно?
И таким же вопросом я задался, рассматривая чудные северные панно импрессиониста Коровина.
Ловля рыбы на Мурманском море. 1896.
Охота моржей. 1894.
Белые медведи. 1896.
Базар на пристани в Архангельске. 1896.
Пристань у фактории на Мурмане
Село на севере России
А теперь признайтесь себе, читатель: вам не надоело смотреть эти репродукции?
Да, в них замечательно разработана цветовая композиция противопоставления противоположных цветов на цветовом круге: оранжевого и синего (оба – отусклённые).
Даже и на этом уровне выражается одно и то же, что всегда выражает идеостиль импрессионизма: хороша абы какая жизнь. И проституток у Дега, и вынужденной сожительствовать с клиентами барменши из "Бара в Фоли-Бержер" Мане, и людей-муравьёв из "Бульвара Капуцинок" Моне. Вот и тут, у этих лишенцев, вынужденных жить на крайнем севере - жизнь тоже хороша, раз она есть сама по себе.
Но как можно было так тупо долдонить одно и тоже, одно и тоже?
Где-то первый раз, открывая это цветовое решение, может, и вмешалось подсознание. Но неужели сознанию так и осталась секретом причина восторга от этого решения?
Я каюсь. Я взял скользкий критерий для именования творцом в высшем смысле только тех, кто выражает своё подсознание.
6 июня 2015 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
http://www.pereplet.ru/volozhin/295.html#295На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |