С. Воложин.
Коненков. Камнебоец.
Художественный смысл.
Ницшеанство. |
Неисповедимы пути знания
Есть два способа выражения вдохновения (подсознательного идеала): образом и противоречием, которое рождает катарсис. Поскольку второй способ сложнее, он как-бы больше подходит. Так как подсознательный идеал нечто совсем нематериальное. Выраженное образом тоже нематериальное. Но разговор о подсознательном идеале как-то ловчее вести как о катарсисе.
Со стилем модерн я был очень благополучен, откопав его формулу у Александрова: "неживое в модерне живет активно, а живое — мертвеет и застывает”. – Это ж противоречие. Вот результат его, катарсис, сам подсознательный во многом, и есть выражение метафизического иномирия, куда бежит от скуки всего Этого мира ницшеанец, во всём, всём и всём разочаровавшийся.
А с Эрьзёй мне пришлось сами извивы (то, что "живет активно”): утрированные жилы, позы и т.п. того, что всё-таки не мёртвое, - признать выражением (образом) метафизического иномирия, раз оно утрировано.
Гораздо слабее звучит, правда?
Немного спасает утрированность. Она есть род искажения натуроподобия, которое, натуроподобие, исторически до того было связано с идеалами, Этот мир напрочь не отвергающими. А ницшеанство – отвергает.
И так случилось, что у меня желание разобраться с Конёнковым возникло из-за прочтённого о нём соседства с Эрьзёй, работавшим в стиле модерн. – Я и подумал: не в стиле ль модерн творил – по крайней мере поначалу – и Коненков.
Обратился к Википедии – так и есть. Обратился к первой известной скульптуре – совсем не очевидно. Утрированные извивы как-то слабо видны, выискивать надо.
И всего лишь портянку перематывает. Может, потому жил мало? Тряпьё, правда, здорово извилистое.
Как вдруг на одной из репродукций я чуть не метафизическое иномирие воочию не увидел.
Конеиков. Камнебоец. 1898.
Там где лицо-то (название тоже такое… слова такого нет)? Лица не видно,
видного при другом освещении и фотографировании, где даже страшнейшие вены на лбу не вызывают большого впечатления. Тогда как полная каша – как-то впечатляет.
И что в результате?
Подоспела революционная ситуация. Она для выражения себя потребовала большей непосредственности, чем тонкость восприятия подсознательного идеала. Радикализм ницшеанства в чём-то похож на радикализм революционный. И Коненков стал иллюстратором, вместо художника.
"В 1899—1902 годах учился в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге в мастерской В. А. Беклемишева. За дипломную работу “Самсон, разрывающий узы” в 1902 году получил звание скульптора. Скульптура показалась слишком революционной и по распоряжению чиновников Академии художеств была уничтожена” (Википедия).
Коненков. Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин. 1906.
Это мне как-то объяснило, почему я за много лет ни разу к нему не обратился. – Интуиция. – Единожды солгав… Можно ли верить искренности всего последующего?..
Если б в ходу было оценивать художественность по странным для своего времени деталям, т.е. по наличию подсознательного идеала, - может, и звания скульптора ему не дали бы. Но…
26 октября 2021 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |