Коненков. Камнебоец. Художественный смысл.

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Коненков. Камнебоец.

Художественный смысл.

Ницшеанство.

 

Неисповедимы пути знания

Есть два способа выражения вдохновения (подсознательного идеала): образом и противоречием, которое рождает катарсис. Поскольку второй способ сложнее, он как-бы больше подходит. Так как подсознательный идеал нечто совсем нематериальное. Выраженное образом тоже нематериальное. Но разговор о подсознательном идеале как-то ловчее вести как о катарсисе.

Со стилем модерн я был очень благополучен, откопав его формулу у Александрова: "неживое в модерне живет активно, а живое — мертвеет и застывает”. – Это ж противоречие. Вот результат его, катарсис, сам подсознательный во многом, и есть выражение метафизического иномирия, куда бежит от скуки всего Этого мира ницшеанец, во всём, всём и всём разочаровавшийся.

А с Эрьзёй мне пришлось сами извивы (то, что "живет активно”): утрированные жилы, позы и т.п. того, что всё-таки не мёртвое, - признать выражением (образом) метафизического иномирия, раз оно утрировано.

Гораздо слабее звучит, правда?

Немного спасает утрированность. Она есть род искажения натуроподобия, которое, натуроподобие, исторически до того было связано с идеалами, Этот мир напрочь не отвергающими. А ницшеанство – отвергает.

И так случилось, что у меня желание разобраться с Конёнковым возникло из-за прочтённого о нём соседства с Эрьзёй, работавшим в стиле модерн. – Я и подумал: не в стиле ль модерн творил – по крайней мере поначалу – и Коненков.

Обратился к Википедии – так и есть. Обратился к первой известной скульптуре – совсем не очевидно. Утрированные извивы как-то слабо видны, выискивать надо.

И всего лишь портянку перематывает. Может, потому жил мало? Тряпьё, правда, здорово извилистое.

Как вдруг на одной из репродукций я чуть не метафизическое иномирие воочию не увидел.

Конеиков. Камнебоец. 1898.

Там где лицо-то (название тоже такое… слова такого нет)? Лица не видно,

видного при другом освещении и фотографировании, где даже страшнейшие вены на лбу не вызывают большого впечатления. Тогда как полная каша – как-то впечатляет.

И что в результате?

Подоспела революционная ситуация. Она для выражения себя потребовала большей непосредственности, чем тонкость восприятия подсознательного идеала. Радикализм ницшеанства в чём-то похож на радикализм революционный. И Коненков стал иллюстратором, вместо художника.

"В 1899—1902 годах учился в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге в мастерской В. А. Беклемишева. За дипломную работу “Самсон, разрывающий узы” в 1902 году получил звание скульптора. Скульптура показалась слишком революционной и по распоряжению чиновников Академии художеств была уничтожена” (Википедия).

Коненков. Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин. 1906.

Это мне как-то объяснило, почему я за много лет ни разу к нему не обратился. – Интуиция. – Единожды солгав… Можно ли верить искренности всего последующего?..

Если б в ходу было оценивать художественность по странным для своего времени деталям, т.е. по наличию подсознательного идеала, - может, и звания скульптора ему не дали бы. Но…

26 октября 2021 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/neispovedimy-puti-znaniia-6177fbcb518cdc4c43ffc68b

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)