С. Воложин
Катакомбная живопись. Самадхи Будда. Юродивые
Прикладной смысл
Фронтальность – связь со зрителем, и всё соединено со всем трансцедентально. |
Революционность. Катакомбная живопись
и нынешний polit-art.
Катакомбная живопись начала нашей эры является, по-моему, типичным представителем прикладного искусства – “при церкви”. (Церковь тогда была запретной и пряталась в катакомбах.) И в соответствии со своей функцией эта живопись была совершенно понятна посвящённым. А нам, столько веков спустя, да ещё и нам-атеистам (пишу “нам”, потому что не верю, что мода на религию после 70 лет гонения на неё в СССР может быть глубокой в XXI веке, и религиозное искусство может стать “понятным” большинству), - нам эта живопись, естественно, не понятна. И мне есть работа*. Хоть в этих произведениях нет ничего подсознательного, ничего являющегося результатом сшибки ценностного переживания противоречащих друг другу частностей, - частностей, в каждую из которых можно ткнуть пальцем. Тут всё просто: нечто означает нечто.
Захоронение в акросолии семьи уважаемых, имущих христиан.
Девочка умерла первой, мужчина вторым, женщина последней,
о чём, видимо, и гласят надписи.
Каждого дорисовывали в своё время.
Означающая частность:
“Физические и психические контакты фигур между собою отсутствуют… отрешены от того, что связывает людей между собою на основе волевых актов и действий”. Не станем придираться, что девочка своей левой ладонью касается отца. Это просто невнимательность живописца.
Означаемое:
Выражена их связь “с высшими духовными силами”, которые познаны “благодаря божественной благодати” где-то, возможно, в другом месте и в другое время, а сейчас, при созерцании иллюстрации высших духовных сил отрешённостью от физических и психических контактов, те, высшие, просто вспоминаются. А может, и будет спровоцировано опять переживание благодати.
Означающее:
“фронтальность”, “en face” фигур.
Означаемое:
“выражена связь [фигур] со зрителем”. “Они образуют друг с другом и вместе с молящимися священное сообщество во времени и вечности… понятие трансцендентного единения”. Всё как-то соединено со всем.
О-щее:
Пространство, то, что не фигуры и свечи, ничего не изображает.
О-мое:
Это сфера “свободной, неограниченной, вневременной пространственности… метафизическое понятие… идеальное свободное пространство, в котором все ощутимое, измеримое, механически связанное потеряло всякую власть и значение”.
О-щее:
Фигуры и “не обездвижены” (все подняли руки), и “кажутся застывшими и безжизненными”.
О-мое:
Застылость “основана на подчинении физических моментов движения высшим духовным факторам [руки приподняты вверх, но не над головой, что было б слишком энергично], при встрече с которыми физические события должны отступить на задний план”. Но “не безжизненны и бесчувственны”, а “открыты к восприятию божественного духа”.
Курсивом прописаны цитаты из знаменитого Макса Дворжака.
“Эта застылость не основана, однако, как в древневосточном искусстве, на неподвижности идола, противопоставляющего отношениям действительности с их смущающим многообразием глыбообразно недифференцированную первобытную силу” (Дворжак. История искусства как история духа. С-Пб., 2001, С. 27). Мне нравится слово “глыбообразно”, и его противопоставление “смущающему многообразию действительности”. Так и чувствуется иллюстрация нирваны.
http://www.flickr.com/photos/wgt_sanjeewa/2828978932/
Самадхи Будда. III или IV в. Шри Ланка.
Означающее:
“фигуры “изображаются… в… нишах как можно [большей] …пространственной глубины”.
Означаемое:
Должна “возникнуть мысль о вырезе из бесконечного свободного пространства” и что ему более поклоняются, чем памяти об умерших, тем более, что не изображению умерших поклоняются, что превратило б изображение в фетиш, в идолопоклонство.
Означающее:
Нет “индивидуальных физических и психических признаков” ради обобщения: девочка ростом меньше мамы, та меньше папы; у всех лица удлинённые, что подчёркивается длиннотой носов; длинные шеи, удлинённые вертикальные пропорции всего тела, все худые.
Означаемое:
Тип “душевной красоты и нетленности”: Христос такой. Поэтому “противоборство антропоморфного поклонения Богам [язычниками] и христианской веры, состоящей в том, что человек создан по образу Божию, не содержит в себе противоречия, ведь это сходство не телесного, но духовного порядка”.
О-щее:
“христианские изображения — не безжизненны и бесчувственны”: одежда девочки и мужчины изукрашена.
О-мое:
“Тот, кто красоту разумной и бессмертной души, созданной Богом по своему образу и подобию хранит в непорочности и целостности и таковою, как художник или скульптор, сам ее создает в подражание вечной и духовной природы, образом и подобием которой является человек, тот станет похожим на высший и священный божественный образ и будет унесен с этой земли в обитель блаженных, на небеса и будет жить, как в храме”. Внешняя красота и богатство является отражением высшего и священного. Но не в женщине, преимущественном прибежище дьявола. “…до сих пор нет женщин-священников, всем женщинам необходимо покрывать голову в храме…” (тут).
О-щее:
Тематика – умершие люди.
О-мое:
Выражает “идеал спасения и мистическую общность”. Мёртвые умерли только телом, душа их осталась жива, и грядёт спасение. Факт смерти является просто “средством узнавания” высшего, “введением в символизм”.
О-щее:
“развитый круг образов”.
О-мое:
“плод высшего образования и художественной культуры этого периода”.
О-щее:
Стремление “преодолеть предметность, чувственное воздействие и природную закономерность”.
О-мое:
Происходит из “трансцендентности христианского мировоззрения”.
О-щее:
“радикальность”, минус-приём относительно официально принятого искусства прославления телесности.
О-мое:
Иное отношение к миру.
Последние строки спустя тысячелетия объясняют пафос и энергию деятелей типа группы “Война” и “Pussy Riot”. Но они объясняют и их фальшь, в лучшем случае самообман.
Как факт: “Панк-группа Pussy Riot была признана лучшим арт-проектом 2012 года и получила премию “Сделано в России” в рамках одноименного проекта журнала “Сноб”” (http://www.polit.ru/news/2012/09/14/art/). А что такое журнал “Сноб”? – “российский журнал, позиционирующийся как “проект для международного сообщества успешных профессионалов” <…> в основных городах проживания русскоязычной аудитории (Москва, Лондон, Париж, Нью-Йорк) <…> Издатель: ООО Медиа-Группа “Живи” <…> основана Михаилом Прохоровым [миллиардером]” (Википедия).
Эти представители polit-art считают себя наследниками контркультуры 60-х годов ХХ века на Западе. А те считали себя левыми. Те и в самом деле протестовали против капитализма, в частности, против так называемого Марксом отчуждения, против рисующейся им картины “результатов деятельности и отношений человека, которая противостоит ему как превосходящая сила и превращает его из субъекта в объект ее воздействия” (http://www.terme.ru/dictionary/879/word/otchuzhdenie). Бесчеловечность, мол. Это по отношению к детям богатеньких, по большей части, родителей. И – со стороны общества потребления. И бунт против общества потребления выразился в… сверхпотреблении, в удовлетворении жажды предельного опыта: сексуальной безответственности, извращений, наркотических опьянений, соответствующей одежде, музыке и танцах. Капитализм в ответ это всё обеспечил, нажившись попутно (это ж была всё же своя, капиталистическая протелесность, предтечей которой было Возрождение, а пред-предтечей – античность, но не катакомбная живопись, которая была, наоборот, за материальный аскетизм и против античности). Поэтому примитивизм и детскость прикладного искусства polit-art (похожие на катакомбную живопись) выражают глубокую внутреннюю фальшь, не будучи направлены на аскетизм.
Так во времена катакомбной живописи христианство было гонимым и бедным, и те художники против христианства не выступали. А вот когда стало оно государственным и богатым… Бунтарской живописи не появилось, но появились юродивые. Перформанс средних веков. Те богохульничали и делали безнравственные поступки, ходили голыми или в лохмотьях, чтоб через осуждение себя народом, грешным же! – пробудить совесть народа. И получалось. Потому что юродивые совершали подвиг материального лишенства. Жить голым на морозе… Было ли что-то подобное у хиппи? – Нет. И это обнажало фальшь хипейских лохмотьев.
Безнадёжность в этом плане ждала и их теперешних последователей (облаготельствованная миллиардером Прохоровым).
Нет. Кое-что им удалось. Если “Pussy Riot” выступили против личного богатства Патриарха, воплощённого в дорогущих часах на его руке, то одеться им надо было кричаще небогато и дико, но не в лохмотья. Лохмотья напомнили б юродивых, которые – аскеты – себя не запятнали фальшью, морально и физически борясь против богатства. И “Pussy Riot” нашли подходящую форму одежды. На фоне богатств храма это выглядело революционно.
Но в том, что скрыли свои лица, уже проявилась фальшь. Хотели опознания и наказания избежать? – Протелесность вылезла. Прокапитализм. А – левые. Мол.
Левизна теперь, антикапитализм, накануне глобальной экологической катастрофы от перепотребления, должна б отдавать скорее аскезой.
А какая ж аскеза, когда в словах их публицистической, то есть “в лоб”, песни такое осуждение власти: “Гей-прайд отправлен в Сибирь в кандалах”. Им предельный опыт подавай. Сверхпотребление.
Оно спрос увеличивает (например, женской косметики для мужчин). А то – прибыль капиталисту. – Потому ли Прохоров?
Нет, капитализм теперь из фазы социального государства переходит к либерализму (если красиво), к антинародности (если некрасиво). Россия, как всегда, позади. Путин и в кризис социалку не дал свернуть. Прохоров за увеличение рабочего дня. Путин против. И т.д. – Значит, надо Путина вон. Вестернизироваться надо, американски глобализироваться. Значит, даёшь радикальное прикладное искусство. Пусть называет себя левым. Мавр сделает своё дело – революционизирует болванов – мавр сможет уйти. А пока – премию ему. Дураку.
16 ноября 2012 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
http://www.lik-bez.ru/archive/zine_number4775/zine_critics4779/publication4793
*
- первая часть мне очень нравится, вторая - абсолютно нет. Я против того, чтобы смешивать всё в одну кучу, чтобы любую тему сворачивать либо на разоблачение оранжевых, либо на прославление Путина. У меня такое ощущение бывает, что весь смысл написания первой части гасится второй.- Неверное ощущение. И там и там я преследую просветительскую цель – объяснить то, что может быть воспринято ошибочно. Или фактически уже воспринято ошибочно, искренне или притворно. Моя подцель – внушить свою объективность.
Ну а раз я внушил подозрение своим предвзято хорошим отношением к Путину, то, кстати, пусть достанется и ему, раз он посмел неверно интерпретировать один из перформансов группы “Война”.
В качестве левых критиков правизны, вплоть до фашизации, в России практически до государственного уровня (раз государство не берётся это устранить), касательно ущемления нац- и секс-меньшинств они провели якобы фашистский акт якобы повешения представителей этих меньшинств: “к потолку отдела электроосветительных приборов магазина “Ашан” возле ТЦ “Мега Белая дача” были подвешены пять человек (трое гастарбайтеров, двое — гомосексуалов). Актёры, изображавшие гомосексуалов, на самом деле были представителями меньшинств, решившие таким образом напомнить о систематическом нарушении своих прав в Москве” (Википедия).
Фальшь “Войны” и Википедии в том, что первая опростоволосилась и к страдателям от аж государства причислила евреев (один из “повешенных” был еврей), а вторая умолчала о том, что один из повешенных символизировал чуть не госантисемитизм (которого с крахом СССР не существует; так зачем, мол, писать про прокол опекаемой группы).
А вот фальшь Путина по поводу еврея: “Вот госпожа федеральный канцлер упомянула о девушках, которые в тюрьме находятся за выступление в церкви. А знает ли она, что до этого одна из них повесила чучело еврея и сказала, что от таких людей нужно избавить Москву?” (Взгляд. Деловая газета
http://vz.ru/news/2012/11/16/607549.html). То есть Путин позволил себе сделать передёрг: протест против почти госпритеснения выставил протестом против недостаточного – только почти – госпритеснения.17 ноября 2012 г.
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |