Кандинский. Композиция VII. Художественный смысл.

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин

Кандинский. Беспредметное

Эскиз к "Композиции II".

Художественный смысл

Ницшеанство.

 

Возмутительно

Дурят нас иные спецы, ей богу. – Вот смотрите:

"Главный акцент делался на самостоятельной выразительной ценности цвета, его колористическом богатстве и синестезических обертонах…” (В. Бычков, Л. Бычкова. https://iphras.ru/uplfile/root/biblio/2000/Kornevishche2000_1.pdf).

Это о Кандинском. Об абстракционизме.

Раз (см. тут) я, прочитав от начала до конца “О духовном в искусстве” Кандинского, понял его первое абстрактное произведение. – В двух словах так. Его бесило бездуховное отношение к живописи (используемой богачами вместо не теряющей своей ценности валюты и болванское следование за богачами мещанства). И он решил радикально с этим побороться – отказаться от фигуративности. Он думал, наверно, что это будет настолько противное зрелище, что его-то во всяком случае не станут ценить. В частности, для этого он в первом абстрактном произведении постарался, чтоб даже применяемые им оттенки цветов не были красивыми. Он покупные краски замутнял. Я это впечатление проверил цветовым анализатором. – Впечатление подтвердилось.

Так о какой "выразительной ценности цвета”, спрашивается, может идти речь? В "колористическом богатстве” можно запутаться. В "синестезических обертонах” – тем паче. Особенно, если ничего подробнее этих слов не приводится и разбираться придётся самому. Но о "ценности цвета”-то судить ведь запросто можно!

Можно, правда, возразить, что я разбирался только с одной, первой картиной. – Ну так возьмём какую-то около-вторую.

Кандинский. Импровизация 10. 1910. Холст, масло.

Неужели подозревать , что жёлтое в центре зрительно ценно?

“Импровизацию 9” того же года я не рассматриваю, потому что она не вполне абстрактна. Там различимы горы. На вершине одной – всадник на коне. На вершине другой – замок. Слева внизу – вроде два человека целуются. На склоне левой горы различимо дерево. Всё остальное менее опознаваемо. Ну – не полная абстракция. – Почти все картины 1910 года такие. – Из совершенно абстрактных – только две (кроме самой первой из абстрактных, в которой всё тускло, что я проверил анализатором).

 

Беспредметное. Эскиз к "Композиции II"

Я б не выбрал ни одного цвета красивым самого про себе.

Вот если б акриловые краски, а не масло…

Чарлен Уильямсон. Триумф 1.

Я б согласился, что жёлтый тут – красивый. Но акриловые краски появились спустя 40 лет.

Вообще наличие чёрных линий у Кандинского само по себе уничтожает ценность любого цвета.

Вот это – красиво и в масле. Так оно сделано для украшения стен. А не для посрамления мещанства, как намеревался (но не достиг) Кандинский. Вот такая картина его

Кандинский. Картина с белыми лилиями. 1913.

стоит $41,8 млн.

Лично я не могу понять, что двигало художником после создания первой или первых абстрактных картин. Первую (первые) – могу: великая ненависть к бездуховным покупателям живописи. Гадостью первых абстрактных картин он хотел довести своего зрителя, - как и каждый ницшеанец, окончательно разочаровавшийся в Этом скучном-прескучном мире правил и логики, - до предвзрыва, предполагающего взрыв такой силы, что он разметает Этот арифметический какой-то мир напрочь в… иномирие метафизическое, в принципе недостижимое (в пику тому свету христианства, где Царство Божие с бестелесными душами принципиально достижимо покаявшимся и прощённым).

То есть первая абстрактная вещь (или сколько-то первых) это таки по-настоящему художественные произведения, потому что их создание движимо было подсознательным идеалом – иномирием.

Непостижимо дальнейшее творение абстракций. Самоповторение ж. То есть вообще не искусство.

В одном месте вот что написано:

"Само же видение того, как именно уйти от формы, пришло к живописцу во время одного интересного эпизода. Продолжая обдумывать свои открытия, Кандинский внезапно увидел невероятный холст, который поразил его своим великолепием и содержал какой-то непонятный сюжет. Оказалось, что это его собственная картина, поставленная на бок. В этот момент он остро осознал, насколько сильно на него подействовали краски картины, когда не было возможности обдумывать сюжет. С этого момента он сосредоточился в первую очередь на цветовых пятнах и линиях картины, а не на передаче конкретных форм” (https://lermontovgallery.ru/spravochnik-antikvariata/otsenka-prodazha-kartin-kandinskogo/).

Там упоминается и книга “О духовном искусстве”. Так вот в ней нет (я проверил Find-ом буквосочетание “бок”) этого рассказа. Есть же впечатление большого негодования на неглубокое отношение к живописи*. Жаль, не смог я найти, как Кандинский отнёсся к росту цен на его абстракции (если он это застал).

23 январь 2020 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/ruzhizn/solomon-volojin-vozmutitelno-5e2aaee7028d6800b09b8de1

*- Это у него написано в его тексте “Ступени” www.kandinsky-art.ru/library/isbrannie-trudy-po-teorii-iskusstva53.html .

15.03.2021.

 

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)