С. Воложин
Юрченко. Ватник.
Художественный смысл.
Соединение несоединимого. |
Россия – страна героев
У немецких детей головы имеются, а у русских они есть. Вычитанное когда-то откуда-то. |
Страшно об этом говорить… Особенно, когда мне лично ничего такого не грозит и не из-за трусости. Но всё равно. Я помню, как я мысленно загадывал, чтоб сын не успел вырасти до призывного возраста, пока не закончится афганская война… Он не успел и вообще заболел аутизмом. Но я-то думал…
Это было на днях на передаче “Время покажет” с Артёмом Шейниным, сержантом на той войне воевавшим. Как-то вскользь кем-то (может, Артёмом) было произнесено, как упрёк 30-тилетней промывке мозгов в потребительском духе, дескать, ценность жизни у нас теперь переоценена, вообще-то: “Страшно должно быть не жизнь потерять, а честь”.
Страшно.
Предстоит ещё и такая массовая ломка себя…
А много кто уже готов?
Юрий ЮРЧЕНКО
"ВАТНИК”
Зачем иду я воевать? – Чтоб самому себе не врать. . Чтоб не поддакивать родне: “Ты здесь нужней, чем на войне! . Найдётся кто-нибудь другой, кто встанет в строй, кто примет бой...” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . За это “неуменье жить” Не грех и голову сложить. 11 июня 2014 г. Донецк |
Стихотворение тронуло меня. Но исследовать во мне не дремал: что если тронуло по эстетической причине, а не по моральной, недопатриотической?
Опыт говорит мне, что самое эстетически тонкое, неуловимое сходу, если оно есть здесь – это, что тут где-то должно быть текстовое противоречие. – Какое?
Лирическое “я” не за Родину, не за русскость не боится умереть. Это чувство коллективистское. Им движет что-то другое. Моральный закон внутри нас. По Канту. “Нас” во множественном числе, но это, кажется, о коллективе индивидуалистов.
"Систематическое обоснование идейной платформы либерализма Германии осуществил Иммануил Кант” (https://studopedia.ru/3_71600_politiko-pravovie-idei-liberalizma-v-uchenii-ikanta.html).
А либерализм – это чтоб поменьше государства. Государство же – это не капиталистическое образование по Фурсову. Нечто коллективистское.
Не получается…
Ну снова.
Коллектив индивидуалистов, либералы то бишь, выработали максиму “уметь жить”. Индивидуалистскую. Уметь жить для себя. Но иногда индивидуалистам надо что-то делать коллективно с риском для моей, лирического “я”, жизни. То есть добробат (нацист, боящийся, что украинский язык скоро исчезнет, не выдержав свободной конкуренции с русским языком), какой-нибудь Семенченко на Донбассе, вполне может считать это стихотворение выражающим его глубину. Но Семенченко ватником называет ополченца.
О! В том и есть противоречие, выражающее изложенную выше муку: “Предстоит и такая массовая ломка себя”. Ломка россиян, не успевших так полно перевоспитаться в либералов, как страшно теперь многие на Украине успели.
А ватник – член коллектива коллективистов. Он горд тем, что его так уничижительно* называет его идейный враг, умелец жить, либерал.
И уже не лирическое “я”, а образ автора называет его ватником в кавычках, обозначающих гордость таким названием. Образ автора – вполне русский. А лирическое “я” иной: уже за 30 лет ставший не вполне русским.
Почему я так некрасиво думал об афганской войне? – Потому что и в СССР десятки лет шла та же работа омещанивания, которую можно переназвать превращением россиян в антироссиян. Удавшаяся работа – страну развалили сами.
А теперь стихийно идёт противоположная работа. Аж атеисту есть опасность начать думать, что Бог Россию любит и, вот, опять не даёт ей исчезнуть с лица планеты.
30 декабря 2022 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
https://dzen.ru/a/Y69IxBtNdHLyTYg_
*
- Какая ж гордость в уничижительном? Ведь и просто некрасив этот ватник.- Красота от придаваемого значения зависит.
Мятелев. Рабочее утро. 1968-69.
Если видеть в ватнике образ самодостаточности даже в лже- (из-за тоталитаризма вместо отмирающего государства) социализме, обеспечившем гарантированную работу всему населению, то образ этот обретает экстраординарность, красоту и художественный смыл. В перспективе смерти человечества от перепроизводства и перепотребления при не могущем остановиться капитализме уход от потребительства, выраженный ватником, приобретает дополнительную глубину.
Когда-то я эту самодостаточность не оценил.
Это было в моей первой в жизни командировке. Жил и работал я в Литве на турбинном заводе, а отправили меня в Славянск. Делать мне было нечего. Меня послали с письмом-просьбой в порядке технической помощи передать со мною комплект документации на что-то. По доброте души главный инженер, ухмыльнувшись беспардонности моей и меня пославших, сказал, чтоб я приходил завтра. Я ушёл, устроился в гостиницу, пообедал и вышел в город погулять, благо было ещё светло, а улицы были заполнены людьми, уже вернувшимися с работы (рабочий день на заводах начинался очень рано, рано и освобождались) и тоже вышедшими погулять.
Я не сразу понял, в чём странность обстановки, хоть она была очевидна. – Я был единственным человеком в светло-голубом болгарском плаще. Все остальные мужчины были… в ватниках.
Мне стало не по себе. Но я решил вести себя, как ни в чём не бывало и сделать вид, что меня никто и ничто не интересует. Это было верное решение, потому что там и сям начинались и тут же пресекались дружинниками драки. Но общее настроение было очень благодушное. Драки, видно, негативными не считались. И многие прекращались, почти не начавшись.
Но я всё же решил вернуться в гостиницу, хоть какая-то семейная атмосфера кругом мне нравилась.
Я тогда только начинал своё искусствоведческое самообразование и не представлял, что навсегда бесполезно буду обращаться к этой публике с предложением самообразоваться под моим руководством. Мало, видно, было таких обращений. Вот и свернули людей на потребительство и неосознаваемую антирусскость. И они поддались неограниченному материальному прогрессу и непрекращающемуся вихрю новаторских вожделений, приведших теперь к иной опасности для человечества – потерять свою человечность. А знавшие о существовании безопасного духовного самосовершенствования предали этих самодостаточных людей.
31.12.2022.
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |