С. Воложин.
Явашев. Крестьяне, отдыхающие в поле.
Художественный смысл.
Нельзя прийти к социализму с тяжёлым ручным трудом. |
"Соцреализм” и соцреализм
Я в детстве рисовал. Потом бросил. После технического вуза, чтоб убить свободное время, пошёл было в изостудию. И чувствовал, как буквально ежедневно увеличивается умение. Но бросил. Руководитель вызвал к себе недоверие – конъюнктурщик. На фиг мне… От неприменения умения оно атрофировалось. И мне очень тяжело, неподъёмно анализировать произведения “соцреализма”. А ведь они сделаны с умением.
Обидно, что я не умею видеть это умение.
Вот когда об этой картине
Мыльников. На мирных полях. 1950.
я прочёл такие слова (гуглоперевод):
"Легион работниц советского образца бодро и победоносно идет навстречу оптимистичному будущему труда. С инструментами в руках женщины даже выглядят сильными и жесткими — впечатление, усиленное низкой перспективой, которая была необходима для соцреалистической иконографии” (https://artmargins.com/christo-in-bulgaria-the-act-of-wrapping-and-the-communist-legacy-1935-1956/0).
я пришел в восторг от низкой перспективы.
Ни за что до сознания само не дошло б. И сразу возник вопрос, а Мыльникову что подсказало выбрать низкую точку зрения: сознание или подсознание? Он и в дипломной работе низкую точку зрения применил. Там тоже монументальность выражалась…
Правило такое есть:
"Композиция с низким горизонтом создает более монументальное впечатление” (http://www.art-ris.ru/istoriya-iskusstv/kompozitsiya/).
Ну явно Мыльников его знал.
Тут точка зрения на высоте цветов переднего плана. Пол метра, не более. А сами женщины – отодвинуты.
"…при изображении действия людей в условиях пейзажа очень важно приблизить их, чтобы они не терялись в изображаемом пространстве и заняли преобладающее место в общем построении.
Неверно будет также, если мы очень близко придвинем массу фигур к переднему плану. Действие под открытым небом требует некоторого пространства” (Там же).
В общем, думаю так: воодушевление водило рукою Мыльникова. То есть он сумел себя накачать чувством радости мирного труда (как написано в названии, и только 5 лет прошло после окончания войны) до масштаба перспективы отношения к труду как к первой потребности, каковым он станет вскоре, когда построят коммунизм (как говорят теоретики). И… Включилось подсознание обеспечивающее эстетическую ценность (а именно: выражение замысленной идеи целого в любой детали, в том числе и в выборе точки зрения). И всё.
В 1950 году Мыльникову и в голову не могло прийти, что коммунизм будет не такой, что там работать будут роботы и искусственный интеллект. А тем более не могло прийти в голову, что свершения этого коммунизма не будет, потому что коммунистическая верхушка предаст коммунизм. То были как раз те годы, когда из индустриального общества нужно было переходить к постиндустриальному, где править хозяйством должны инженеры и агрономы, а не партноменклатура. Чего та испугалась. И продолжила врать народу. И Мыльников поддался обману. И воодушевился “соцреализмом”. Который относительно сельского хозяйства гласил, что крупное колхозное хозяйство – залог успеха. (Эхо этого есть и в этой картине: нарисовано аж 12 работниц, и только взошедших на холм, а мыслима ж масса ещё не взошедших. То есть перед нами концентрация сил на каком-то процессе, что возможно только в крупном хозяйстве). Тогда как залогом успеха был в многопольных севооборотах, так называемых, до которых надо было или самим додуматься, или иметь такое образование, чтоб на иностранных языках читать, и вычитать новшество в заграничных специальных журналах.
А в Болгарии "Начиная с 1950 коллективизация стала проводиться насильственными методами” (https://geomap.com.ua/ru-wh11/1315.html).
Настроение было совсем не как в СССР. Обмануть было труднее. И народ и художников.
Явашев. Крестьяне, отдыхающие в поле. 1953-1956.
"Наоборот, работники Христо трезвые, жалкие и нерадивые. Они просто сидят на траве без всякой работы. Их бедность и безысходность подчеркнуты тонкими и мрачными красками, недостатком пространства в композиции, высокой перспективой. В этой картине нет ни следа проявления труда, ни настойчивости коммунистической идеологии изображать рабочего победителем. Наоборот, он излучает только меланхолию и апатию” (Гуглоперевод. https://artmargins.com/christo-in-bulgaria-the-act-of-wrapping-and-the-communist-legacy-1935-1956/).
И я вспоминаю, как провалился НЭП в СССР. Крестьянина нельзя оказалось побудить работать больше, чем нужно для прокорма семьи. Слишком тяжела работа. Для чего и понадобилась коллективизация и машинное хозяйство.
Так якобы ленивость и открыл Христо Явашев, просто злясь за насильственную коллективизацию. Он тем дал пример настоящего соцреализма: мрак картины ведь выражает что? – Негативизм по отношению к прошлым методам труда на земле.
В своей злости на власть коммунистов, Явашев не понял, ЧТО он написал. Как не поняли и искусствоведы болгарские, и картину выставлять запретили.
Явашев нелегально удрал из Болгарии на Запад и так разочаровался вообще во всём на свете, что стал ницшеанцем. Не от души, а так – всё сознавая (см. тут).
На Западе же этого тоже не поняли, и его иллюстраторство было очень поддержано.
7 июля 2022 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
https://dzen.ru/a/YscaJGBgvXp1A3zr
.
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |