С. Воложин
Хмелёвская. Два солдата.
Художественный смысл.
Идеал трагического героизма. |
Не смотря на ляпы
Я чувствую себя словно перед непостижимой тайной – перед нежданными слезами, которые набегают невольно, в каком-то месте, когда читаешь стихи. И хоть я знаю теорию этого психологического явления, оно мною распоряжается каждый раз так, словно я ничего не знаю. Каждый раз – как в первый раз. – Чудо!
В этот раз чудо породила простая неожиданность.
Наталья Хмелевская, 2014 г.
Посвящаю эти строки всем павшим на Саур-Могиле |
ДВА СОЛДАТА
Стояли рядом два солдата, Бок о бок первый со вторым: Один был рядовой Панкратов, Другой был ополченец “Крым”. . Курили рядом два солдата: У “Крыма” - сигаретный дым, Махоркою дымил Панкратов, И на груди медаль “За Крым”. . Стреляли рядом два солдата, К врагу всегда непримирим, Фашистов бил храбрец Панкратов, Фашистов бил отважный “Крым”. . - Прием!, - кричали два солдата. - Прием, прием! Как слышишь, “Крым”? - Держите высоту, Панкратов! - Любой ценою, говорим! . Пошли в атаку два солдата, Бок о бок первый со вторым: Шагал Панкратов в сорок пятом, А рядом – ополченец “Крым”! . Лежали рядом два солдата. Навек остался молодым Тот рядовой Иван Панкратов, Тот ополченец - просто “Крым”. . Стояли рядом два солдата - В граните память всем живым. А дед был рядовой Панкратов, А внук был ополченец “Крым”. |
Там, где я читал это стихотворение, посвящение было напечатано не перед стихами, как обычно, а после них. И так же – имя автора и дата создания. Потому упомянутая неожиданность и случилась. Оказалось, что это люди из разных войн. Из Великой Отечественной и из теперешней, гражданской, начавшейся в 2014-м.
А потом я стал перечитывать, и… ляп за ляпом, не замечаемые при первом прочтении. Медаль “За Крым” "была учреждена в Англии 15 декабря 1854 года задолго до окончания боевых действий в Крыму и выпущена 6 января 1855 лондонским Королевским монетным двором” (https://little-histories.org/2015/09/06/krym_marsh/).
Это каким же чудом могла она в Великую Отечественную попасть почти через 100 лет к рядовому Панкратову, штурмовавшему Саур-Могилу в 1943 году?
Другой ляп связан с заявленным "рядом” и "Бок о бок” шаганием воюющими "в атаку”. Это могло быть метафизически только на Саур-Могиле. Но режется 1943-й с "Шагал Панкратов в сорок пятом”.
И эти ляпы есть совершенная ерунда для эстетической оценки!
Не верите?
А Пушкину поверите?
"Раевский хохотал над следующими стихами:
Он часто в сечах роковых
Подъемлет саблю — и с размаха
Недвижим остается вдруг,
Глядит с безумием вокруг,
Бледнеет etc.” (https://rvb.ru/pushkin/01text/07criticism/02misc/1031.htm).
.
Многие люди, не имеющие эстетического вкуса, просто звереют, прочтя подобные странно мотивированные силлогизмы. И как только меня ни ругают. – Самое печальное, что остаются при своём мнении, сколько б я ни старался их переубедить. Раевского Пушкин, видимо, тоже не переубедил, раз потом-потом отомстил ему этим вот саркастическим замечанием. И ведь Раевский же был аристократ. То есть, казалось бы, с таким воспитанием, которое гарантировало приличный эстетический вкус. – Нет. Никакой гарантии… Чего ж хотеть от современников, совсем не аристократов, учившихся в школах, способных довести учеников до ненависти к литературе, как и случилось со мной. Благо я перевоспитался.
Удивляет меня и другое: почему я не отчаиваюсь. День за днём из года в год.
21 декабря 2022 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
https://dzen.ru/a/Y6MvIKoovylEoNA0
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |