С. Воложин
Хармс. Звонить — лететь.
Художественный смысл.
Ницшеанство. |
В тартарары
Я (всегда с себя начинаю…) трус, наверно. Боюсь смерти и потому о ней не думаю, а загружаю себя почти непрерывной мозговой работой, очень трудной. И один из трудов – суметь передать моим читателям, какие бывают не трусы – ницшеанцы. Они настолько ненавидят Этот мир с его порядком и, в частности, с наличием смерти, что этой смерти не боятся, хоть в крайних контрах с её существованием для себя.
Хармса привела в такую крайность советская действительность, способная крайность внушить. Вот он и впал в подсознательное ницшеанство. Того идеал – метафизическое иномирие, принципиально недостижимое. Но творческим людям лафа – можно создать его образ, и кажется, что его достиг. Так если ТУТ – рациональность, значит то, что ТАМ, можно выразить абсурдом.
Звонить — лететь (Третья цисфинитная логика)
I Вот и дом полетел. Вот и собака полетела. Вот и сон полетел. Вот и мать полетела. Вот и сад полетел. Конь полетел. Баня полетела. Шар полетел. Вот и камень полететь. Вот и пень полететь. Вот и миг полететь. Вот и круг полететь. Дом летит. Мать летит. Сад летит. Часы летать. Рука летать. Орлы летать. Копьё летать. И конь летать. И дом летать. И точка летать. Лоб летит. Грудь летит. Живот летит. Ой, держите – ухо летит! Ой, глядите – нос летит! Ой, монахи, рот летит!
II Дом звенит. Вода звенит. Камень около звенит. Книга около звенит. Мать, и сын, и сад звенит. А. звенит Б. звенит ТО летит и ТО звенит. Лоб звенит и летит. Грудь звенит и летит. Эй, монахи, рот звенит! Эй, монахи, лоб летит! Что лететь, но не звонить? Звон летает и звенеть. ТАМ летает и звонит. Эй, монахи! Мы летать! Эй, монахи! Мы лететь! Мы лететь и ТАМ летать. Эй, монахи! Мы звонить! Мы звонить и ТАМ звенеть. 1930 |
Обычному ж человеку не придёт в голову, что поэт в виде испытания сокровенного может взять и написать что-то вроде таблицы склонения и спряжения. Абсурдом выглядит. Для самого автора – тоже, получается. Только со знаком плюс, а не минус, как для обычных.
А почему плюс?
"Что бы ни значила хармсовская “цисфинитность”, она, бесспорно, противопоставлена финитности” (https://rvb.ru/philologica/05/05dobricyn.htm).
А что такое финитность?
Это Этот мир, плохой, потому что в нём есть смерть и вообще ничего не вечно*.
То ли дело иномирие. Там вечность есть неизменность.
Вот и получается плюс.
27 сентября 2022 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
https://dzen.ru/a/YzMy_7WmYwPD3a_O
*
- А почему "смерть и ничего вечного"?Гораздо страшнее: "смерти нет, а вечные муки есть".
- Это есть истина для христианина. Но ницшеанцы – враги христианства. Их истины не признают существующими.
27.09.2022.
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |